«Золотой век» отечественного парашютизма

3 июня 2021 года исполняется 236 лет со дня рождения парашюта. О покорении воздушного пространства человечество мечтало еще с давних времен. Первый чертеж «небесного купола» нарисовал Леонардо да Винчи в 1483 году. Ориентируясь на чертежи итальянского гения, в 1617 году Фауст Вранчич сконструировал модель и испытал ее, прыгнув с колокольни. Еще через сто лет француз Ленорман провел несколько успешных экспериментов. Однако днем рождения парашюта считается 3 июня 1785 года, когда Франсуа Бланшар продемонстрировал в Лондоне самодельный парашют, проверив его эффективность на собаке. Животное успешно приземлилось.

«Парашютная история» нашей страны началась только сто лет спустя. Но, несмотря на это, весь двадцатый век можно с гордостью называть «золотым веком» отечественного парашютизма. Особенный вклад в становление парашютной отрасли внесли заводы парашютного дивизиона холдинга «Технодинамика» Госкорпорации Ростех.

Точка отсчета: изобретение Глеба Котельникова

Первый в мире авиационный ранцевый парашют был сконструирован Глебом Котельниковым – актером, страстно любившим технику. Этот же парашют стал первой отечественной разработкой в области парашютостроения. Котельников регулярно ездил на аэродром, наблюдая за первыми полетами русских авиаторов. 7 октября 1910 года на его глазах произошла катастрофа – разбился летчик Лев Мациевич. Мысль о том, что нужно придумать способ предотвращения воздушных трагедий в будущем, не давала ему покоя, и тогда Глеб Котельников твердо решил создать надежное спасательное средство – прочный и легкий парашют.

Глеб Котельников – создатель первого ранцевого парашюта

Работа Котельникова по созданию первого складного ранцевого парашюта была завершена уже в декабре 1911 года. Изобретатель догадался заменить тяжелое льняное полотно на легкий и крепкий шелк, а в края вшить тонкий эластичный трос. Стропы были разделены на две группы, которые закреплялись на плечевых обхватах подвесной системы. В итоге появилась конструкция, подвластная человеку в процессе спуска. Ей можно было управлять. Главным новшеством был заплечный ранец – именно туда Котельников уложил парашют. На дне ранца располагалась специальная полка с пружинами, за счет действия которых парашют моментально выбрасывался наружу, если человек выдергивал в воздухе кольцо. Первая модель русского изобретателя была названа РК-1 – «Русский, Котельникова, модель 1»

Парашюты в годы Первой мировой войны

К середине 1912 года парашют Глеба Котельникова уже был полностью отработан и успешно прошёл все испытания с манекеном, но в производство запущен не был. Командующий российскими воздушными силами князь Александр Михайлович наложил запрет на использование парашютов: «Парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как лётчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолёты гибели. Машины дороже людей. Мы ввозим машины из-за границы, поэтому их стоит беречь. А люди найдутся, не те, так другие!». И только после начала Первой мировой было решено изготовить партию парашютов (около 70) для экипажей тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец». Правда, лётчики отнеслись к ним с безразличием и недоверием.

В мае 1916 года воздухоплавательным отрядам были переданы спасательные парашюты Котельникова, пролежавшие два года на армейских складах. А спустя год из Франции доставили партию спасательных парашютов «Жюкмесс». 11 июня 1917 года русский привязной аэростат на высоте 700 метров был подожжён, и наблюдатель отряда Полторацкий выбросился из кабины с парашютом «Жюкмесс». Это был первый в русской армии случай спасения воздухоплавателя в бою.

Всего за время Первой мировой русские лётчики совершили 65 прыжков с парашютами, из них 36 – вынужденно, а 29 – тренировочных. Считается, что на всех фронтах союзных стран на парашютах спаслось около 800 человек. Известен случай летом 1915 года, когда ураганным ветром сорвало с тросов около 20 французских аэростатов и понесло в направлении немецких позиций. Чтобы не попасть в плен, наблюдатели, которые находились в корзинах, прыгнули с парашютами. Благополучно приземлились не все, два парашюта не раскрылись.

Фабрика Савицкого. Стране нужны парашюты!

Но даже такие случаи удачного спасения не убедили советских летчиков в том, что парашют всегда должен быть за спиной. Алюминиевые ранцы Котельникова было неудобно надевать в тесных кабинах того времени, поэтому авиаторы игнорировали необходимость использования спасательной системы. Это продолжалось вплоть до конца 1920-х годов – пока однажды легендарный летчик Михаил Громов не остался жив лишь благодаря надетому парашюту. На тот момент в отечественной авиации применялись в основном компактные американские парашюты «Ирвинг» с брезентовым ранцем, несмотря на то что Советская Россия имела все патенты на изобретения Глеба Котельникова.

Солнечногорское предприятие «Технодинамики» досрочно поставило МО РФ грузовые парашютные системы МКС 350-12М

Перед правительством встала задача срочного пополнения запаса парашютов собственного производства. Задание поручили созданному в 1928 году парашютному отделу НИИ ВВС Красной Армии, который возглавлял летчик Михаил Савицкий. Маленькая мастерская-лаборатория находилась в Арсеньевском переулке в Москве. Вместе с восемью подчиненными-техниками Савицкий занимался проведением расчетов, изучением зарубежных конструкций и составлением поручений для сотрудников текстильных НИИ, от которых требовалось найти самый подходящий для будущих парашютов шелк.

Венцом кропотливой работы продолжительностью в два года стало создание первого советского серийного парашюта НИИ-1. Первая партия была выпущена в апреле 1930 года, причем шили парашюты уже не в арсеньевской мастерской, а на первой отечественной парашютной фабрике – она располагалась на месте бывшей сукновальной фабрики товарищества «Николай Третьяков и компания» в Тушино, рядом со знаменитым Тушинским аэродромом. Началось активное развитие отечественной парашютной промышленности.

После того как НИИ-1 были протестированы в войсках, парашютный отдел НИИ ВВС доработал продукцию и разделил ее на несколько различных моделей. Для летчиков предназначался парашют ПЛ-1 – его советские пилоты использовали до самого конца Великой Отечественной войны. В 1931 году первая советская парашютная фабрика выпустила более 5000 парашютов всех модификаций, а спустя год – уже более 12 000. Все летчики и десантники Красной Армии прыгали на парашютах исключительно отечественного производства. В 1933 году «родилась» Вторая парашютная фабрика в СССР – осваивать производство парашютных систем стал Солнечногорский механический завод (СМЗ).

Зарождение массового парашютного спорта

Начало развития парашютного спорта в нашей стране связывают с датой 26 июля 1930 года. Тогда в Воронеже начались прыжки военных лётчиков под руководством инструктора-парашютиста Леонида Минова. После этих занятий насчитывалось уже 40 парашютистов. А в мае 1932 года состоялись первые сборы военных лётчиков в Евпатории, в результате которых были подготовлены более 70 инструкторов-парашютистов. Они же приняли участие в первых соревнованиях на точность приземления.

На этих сборах было положено начало затяжным прыжкам. 22 мая 1932 года Николай Евдокимов выполнил первый в СССР затяжной прыжок с задержкой раскрытия 12 секунд. И уже через год рекордный прыжок Виктора Евсеева составил 132 секунд. Первый высотный прыжок совершил Борис Петров в августе 1932 года с высоты 5200 метров. А к осени 1937 года Константином Кайтановым была освоена высота более 10 000 метров. Главным содержанием работы парашютистов-первопроходцев стали постоянные эксперименты. Они прыгали с аэростатов, с различных типов самолётов, с разных высот, совершали ночные прыжки, прыгали на воду. Поскольку многое еще было неизвестно, каждый приземлялся, как мог.

Массовое развитие парашютного спорта в СССР связывают с 1933 годом. 18 августа на первом праздновании Дня авиации в Москве был выполнен групповой прыжок, в котором участвовали 62 парашютиста. Спустя два года были проведены первые всесоюзные соревнования. Они проходили на Тушинском аэродроме с 6 по 16 августа 1935 года. 21 команда – 128 мужчин и 20 женщин – соревновались на точность задержки раскрытия парашютов и на точность приземления. Толпы москвичей и гостей столицы непрерывным потоком стекались к границам аэродрома, а на трибуне в числе почётных гостей был сам Глеб Котельников.

Воздушно-десантные войска в годы войны

С апреля 1941 года началось формирование военных воздушно-десантных корпусов. Стратегия «глубокой наступательной операции» подразумевала широкомасштабную выброску воздушных десантов в тылу противника. Основным парашютом летчиков-десантников в начале войны был ПД-6 (прототип американского парашюта «Ирвинг»), а к концу 1941 года его стали заменять на упрощенную модель ПД-41-1. К 22 июня 1941 года советские войска располагали пятью сформированными воздушно-десантными корпусами (ВДК). Тогда же было создано Управление воздушно-десантных войск Наркомата обороны. В годы Великой Отечественной войны парашютистам удавалось выводить вражеские части из строя, задерживать наступление немцев и штурмовать их аэродромы с воздуха.

История одного боевого вылета бомбардировщика Ил-4 в ходе Белостокской наступательной операции

О рискованных вылазках в тыл врага и опасных рейдах Ивана Старчака знали все на Западном фронте. В октябре 1941 года отряд Старчака насмерть стоял на подступах к Москве под Юхновым. Небольшая группа парашютистов была единственной защитой на участке «Юхнов – Подольск». Пять дней десантники сдерживали натиск немцев на Варшавском шоссе. Старчаковцы не дали врагу приблизиться к Москве и достойно выполнили боевое задание. Из 430 человек в живых остались всего 29. «Белая смерть» – так называли отряд Старчака гитлеровцы. В декабре за 10 суток парашютистам удалось взорвать 29 мостов, сжечь 48 грузовиков, два танка, захватить много боеприпасов и вооружения, уничтожить более 400 фашистов. За успешное руководство операцией капитану Старчаку присвоили звание майора.

В январе 1942 года было принято решение о переходе Красной армии в решительное общее наступление. Главный удар планировалось нанести по группе армий «Центр». Двум клиньям советской армии следовало соединиться в городе Вязьма, но сомкнуться никак не удавалось. Тогда командование приказало высадить в тыл к немцам 4-й воздушно-десантный корпус. К 1 февраля было десантировано три батальона общей численностью 2497 человек. Несмотря на все трудности, десантники активно действовали в тылу врага, пытаясь перерезать немецкие коммуникации. За несколько дней они смогли вывести из строя отдельные участки дорог, овладеть рядом населенных пунктов и разгромить штабы нескольких немецких частей.

28 февраля десантники вышли на рубеж, указанный для встречи с 50-й армией. Но войскам не удалось нанести контрудар, и воздушно-десантный корпус перешёл к обороне. В начале апреля вместо погибшего в бою А.Ф. Левашева командиром корпуса назначили генерал-майора П.А. Белова. Объединённая группа десантников до конца мая удерживала район южнее Вязьмы, сковав несколько немецких дивизий. 24 июня 1942 года десантники и кавалеристы вышли на соединение с войсками 10-й армии. После войны бывший гитлеровский офицер А. Гове писал: «Высаженные русские парашютисты в течение многих дней удерживали в своих руках лес и, лёжа при 38-градусном морозе на положенных прямо на снег сосновых ветках, отбивали все немецкие атаки...».

В годы войны Ивановская фабрика «Ивгосшвей» (сейчас – Ивановский парашютный завод «Полет» холдинга «Технодинамика») была реорганизована в завод №3 Народного комиссариата легкой промышленности СССР с пошивом заказов военного ведомства. Именно тогда появились первые упоминания о парашютах предприятия. А уже к 1965 году были освоены и внедрены в производство 13 типов парашютов.

Сразу после окончания войны специальным приказом Министерства легкой промышленности СССР был создан легендарный НИИ парашютостроения (тогда – Научно-исследовательский экспериментальный институт парашютно-десантного снаряжения). За три четверти века в стенах Института разработали около 5 тысяч изделий различного назначения. Руками специалистов НИИ была сконструирована парашютная система для приземления Ю.А. Гагарина. А тренировки первого советского космонавта проходили в Летном испытательном комплексе НИИ парашютостроения под Киржачом.

Советские парашютисты на мировых соревнованиях

С 1949 года в стране стали регулярно проводиться соревнования по парашютному спорту. В основном совершенствовалось затяжные пряжки. Вместо существовавшего тогда стиля стабильного падения вниз головой под углом 70-75 градусов со скрещёнными руками на груди или стиля «ласточка» была разработана новая методика – стабильное падение в горизонтальном положении. Спортсмены научились сохранять горизонтальное положение при выполнении дневных и ночных затяжных прыжков. Теперь уже многие парашютисты не попадали в штопор, а ведь раньше его опасались даже мировые рекордсмены.

Устойчивое падение было освоено, и на соревнованиях стали учитывать не только время задержки, но и стиль падения. В затяжные прыжки вводили новый элемент – выполнение разворотов. Затем добавилось выполнение других фигур, например, сальто. Всего за период с 1935 года по 1973 год состоялось 19 чемпионатов. С 1954 года советские спортсмены начали участвовать в чемпионатах мира. В 1954-1972 годах на этих соревнованиях они 8 раз побеждали в личном первенстве и 6 раз – в командном. На 1 января 1974 года советским спортсменам принадлежал 21 из 23 мировых рекордов, зарегистрированных Международной авиационной федерацией.

С 1980-х годов Ивановский парашютный завод принимал активное участие в разработке спортивной парашютной техники. Тогда появились знаменитые модели «Талка», «Талка-М», «Импульс-12», «Радар-М». Под руководством В.А. Маляева было создано более 20 типов парашютных систем разного назначения, но главным детищем мастера спорта международного класса стала уникальная система «Мальва». Спортсмены сборной России отдавали свое предпочтение моделям серии «Мальва» для прыжков на точность приземления. Сегодня АО «Полет» продолжает расширять ассортимент спортивной парашютной техники и является единственным в России предприятием полного цикла по производству парашютных систем.

По материалам холдинга АО «Технодинамика»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...