Глеб Котельников

Глеб Котельников – создатель первого ранцевого парашюта

30 января - очередная годовщина со дня рождения Глеба Евгеньевича Котельникова – создателя первого авиационного ранцевого парашюта. В 1910 году конструктор-самоучка решил техническую задачу, над которой уже десятки лет безрезультатно бились специалисты со всего мира. Изобретение Котельникова стало уникальным достижением в создании спасательных средств для авиации.

Детство и юность

 

Глеб Котельников родился 30 января 1872 года в семье профессора высшей математики и механики Петербургского института. Родители Котельникова любили театр и музыку, поэтому в детстве мальчику нравилось сценическое искусство. Он был склонен к игре на музыкальных инструментах и даже сам писал музыку в юном возрасте. Правда, вместе с этим молодого Котельникова интересовала и техника. Из подручных средств он конструиро-вал удивительные приборы – например, в тринадцать лет Котельников самостоятельно собрал работающую фотокамеру.

В его планы входило стать студентом консерватории или технологического института, но после внезапной смерти отца материальное положение семьи резко ухудшилось. Поэтому Глебу Котельникову пришлось уйти добро-вольцем в армию и поступить в военное артиллерийское училище в Киеве. После окончания трехлетней службы Котельников уходит в запас и становится акцизным чиновником в провинции – контролирует поступление налогов в казну. Одновременно он участвует в деятельности драматических кружков и даже сам играет в некоторых спектаклях. В 1910 году Котельни-ков возвращается в Петербург уже в составе труппы Народного дома. Актер выступает под псевдонимом Глебов-Котельников, но не бросает детское увлечение конструкторским делом.

Трагедия на аэродроме

В то время отечественные летчики демонстрируют публике свои первые по-леты. Котельников, всегда любивший технику, не может равнодушно относиться к таким событиям и регулярно посещает Комендантский аэродром. 7 октября 1910 года на его глазах разбивается летчик Лев Мациевич. Оказав-шись свидетелем страшной трагедии, Котельников твердо решает приду-мать способ предотвращения подобных катастроф в будущем. В своей книге «История одного изобретения» он позже напишет:

«Это была первая жертва русской авиации. Она произвела на меня такое тяжелое впечатление, что, выступая, как обычно, вечером в театре, я все время видел страшную картину гибели летчика. Неужели нельзя уберечь летчика, думал я, спасти жизнь человеку, если происходит авария аэроплана? Я понял, что для аэроплана надо создать прочный и легкий парашют. Сложенный, он должен быть совсем небольшим. А главное – авиационный парашют всегда должен быть с летчиком. Тогда летчик сможет спрыгнуть и с крыла, и с любого борта аэроплана…».

Разработка парашюта


Теперь дни и ночи Котельников проводит в своей домашней мастерской: пишет, читает, чертит и изготавливает… Помощи ждать было неоткуда, кто бы тогда поверил, что обычный актер способен создать спасательное сред-ство для летчиков, над разработкой которого уже много лет ломают голову ведущие европейские ученые? В процессе работы Котельников изучает ста-ринные документы, применяет различные инструменты и проводит опыты – к сожалению, пока неудачные.

Однажды Глеб Котельников увидел в театре, как женщина доставала из ма-ленькой сумочки огромную шелковую шаль:

«Может быть, и парашют следовало сделать из шелка, но не прорезиненного? Эта мысль не оставляла меня. Ведь шелк может быть прочным, гладким и эластичным. Купол из шелка должен хорошо развертываться, а места та-кой парашют займет совсем немного. Я думал, что шелковый парашют бу-дет так мало занимать места, что его легко можно будет уложить в голов-ной шлем летчика. А когда парашют нужно будет раскрыть, его вытолкнет спиральная пружина.
Как уберечь человека от рывка при раскрытии парашюта? <…> Снижаясь с таким парашютом, прикрепленным в одной точке, человек все время вра-щается. А при посадке на землю это вращение становится опасным».

Отказавшись от этой идеи, Котельников решает сконструировать свой па-рашют иначе:

«Я хотел разделить все стропы парашюта на две части и прикрепить их к двум подвесным лямкам. Тогда, взявшись правой рукой за левую, а левой рукой за правую лямку, парашютист мог развернуться лицом по сносу, то есть по ветру... Я решил сделать подвеску из нескольких ремней. Я теперь ясно представлял себе мой парашют... Я сделал набросок своего парашюта, соорудил небольшую модель и подобрал к ней куклу».

Первые испытания проходили на даче – Котельников сбрасывал куклу с крыши дома. Каждый раз парашют вылетал из шлема и, раскрывшись, успешно опускал «пассажира» на землю. Теперь нужно было спроектировать реальный парашют, с помощью которого человек мог бы безопасно со-вершать посадку.

«Когда я кончил все расчеты, оказалось, что такой купол должен иметь не меньше 50 квадратных метров. Тут я призадумался: ведь это – большой круг, диаметром в семь с лишним метров. Такой парашют в шлем не уло-жишь. Я стал придумывать, куда еще можно уложить парашют. Долго ду-мал я и наконец решил уложить парашют в ранец».

На протяжении нескольких дней Котельников усердно трудился над новой разработкой. Изобретателю во многом помогала его супруга – Юлия Волкова. Именно она сшивала полотна ткани. Созданный Глебом Котельниковым парашют представлял собой металлический ранец, внутри которого находи-лись пружины, поддерживающие полку, на полке размещались стропы, а уже на них – сам купол. Чтобы открыть ранец, летчику требовалось потя-нуть за шнур, и пружины выталкивали купол наружу. Масса парашюта со-ставляла чуть больше 7 кг, а ранца – 2 кг. Купол шили из натурального шелка. Важно, что стропы шли от плечевых ремней не до нижней кромки купола, как в зарубежных моделях, а до полюсного отверстия. Это придава-ло дополнительную прочность.

Испытания первого «небесного купола»

Котельникову важно было убедиться в надежности парашюта, но при этом сохранить свои разработки в тайне – у него не было патента на изобретение, поэтому любой мог украсть эту идею и выдать за собственную. Тогда Котельников нашел глухое и отдаленное место в окрестностях Новгорода. Манекен с парашютом были подняты на высоту 50 метров с помощью большого воздушного змея, который сконструировал сам Котельников. В итоге парашют был выброшен из ранца, купол быстро раскрылся и манекен аккуратно опустился на землю.

«Я волновался, мои помощники тоже. Как будет действовать наш парашют? В это время ветер раздувал тлевший трут, веревочная петля перегорела, и кукла упала. При ее падении нитка от замка раскрыла ранец и оборвалась, а купол парашюта, выброшенный пружинами на воздух, быстро развернулся и плавно опустил куклу на землю. Мы боялись поверить нашей удаче. Мы повторили наш опыт еще и еще...»

Изобретатель понял – его парашют работает безотказно и такое спасательное средство необходимо срочно внедрять в авиацию. В декабре 1911 года Ко-тельников обратился в военное ведомство, однако разработка была отклонена «за ненадобностью». Патент на свой парашют Котельников так и не получил.

РК-1: Русский, Котельникова, модель первая

Ученый не сдавался, стараясь искать любые способы получения патента. И спустя год – 20 марта 1912 года – изобретение под названием РК-1 (Рус-ский, Котельникова, модель первая) удалось зарегистрировать во Франции. При этом Котельников продолжал добиваться проведения официальных испытаний парашюта в России. Он много писал в Военное министерство, но поддержки от правительства не поступало.

6 июня 1912 года состоялись генеральные испытания парашюта возле деревни Сализи недалеко от Санкт-Петербурга. Позднее это место было пере-именовано в Котельниково. Сначала РК-1 испытывали при помощи авто-мобиля: когда машина разогналась, Котельников дернул за спусковой ре-мень, и купол мгновенно раскрылся, заставив двигатель заглохнуть. Затем парашют сбрасывали с аэростата с 80-килограммовым манекеном, которого прозвали Иваном Ивановичем. К слову, это имя настолько прижилось, что и по сей день так зовут все манекены, которые принимают участие в испытаниях парашютных систем.

Итак, каждый раз парашют РК-1 блистательно справлялся с задачей, прома-хов не было. Но власти стояли на своем – запускать изделие в производство не имеет никакого смысла. Несмотря на то, что некоторые генералы проси-ли великого князя Александра Михайловича, командовавшего на тот мо-мент российскими воздушными силами, ввести парашюты в авиацию, князь наложил на этом прошении резолюцию:

«Парашюты в авиации – вообще вещь вредная, так как летчики при малейшей опасности, грозящей им со стороны неприятеля, будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Машины дороже людей. Мы вво-зим машины из-за границы, поэтому их стоит беречь. А люди найдутся, не те, так другие!»

О Котельникове вспомнили только с началом Первой мировой войны. И во многих странах, в том числе в России, запустили промышленное производство парашютов РК-1. Спасательными комплектами снабжали пилотов оте-чественных самолетов «Илья Муромец».

Советские годы

После революции в годы гражданской войны парашюты Котельникова так-же использовали воздухоплавательные части Красной армии. В дальнейшем конструктор создавал новые модели парашюта, совершенствуя РК-1 и повышая его грузоподъемность. В 1923 году он выпустил ранцевый парашют РК-2, затем появилась модель парашюта РК-3 с мягким ранцем. В том же 1924 году был изготовлен парашют РК-4 с куполом диаметром 12 метров. Он позволял опускать груз массой до 300 кг.

Также Котельников придумал разделять стропы на две половины и прикреплять к плечам. Парашютисты могли маневрировать, спускаясь на зем-лю. Эта новая техника применяется парашютистами до сих пор.

В 1926 году Глеб Котельников передал все свои изобретения Советскому правительству. За многочисленные заслуги перед Родиной его наградили орденом Красной Звезды. Изобретатель первого ранцевого парашюта умер в конце 1944 года в Москве. Могила Котельникова на Новодевичьем кладбище – место, куда парашютисты приходит почтить память гения и завязать на ветке дерева ленточку для затяжки парашютов. На удачу.

Источник: Пресс-служба холдинга «Технодинамика»



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...