В рамках программы импортозамещения в авиационной отрасли продолжаются работы по сертификации самолёта SJ-100 и двигателя ПД-8. В Комсомольске-на-Амуре выполнил первый полёт и присоединился к программе лётных испытаний третий опытный образец самолёта «Суперджет 100» (з/н 97003, б/н 97023). Об этом сообщили в пресс-службе Объединённой авиастроительной корпорации.
Борт 97023 – это первый «Суперджет 100» новой постройки по программе импортозамещения, на котором установлены двигатели ПД-8, а также применены все самолётные системы и агрегаты отечественного производства.
Первая машина SSJ New (SJ-100) 97021 поднялась в воздух летом 2023 года. На самолёте установлены франко-российские двигатели SaM146, и только часть систем российского производства. Борт 97012 с двигателями ПД-8 поднялся в небо 17 марта текущего года – это машина, которая ещё в середине 2010-х годов участвовала в программе испытаний аэродинамических законцовок крыла для SSJ100 – сайберлетов. Теперь первый полёт выполнил полностью импортозамещённый самолёт SJ-100.
«В честь приближающегося праздника 80-летия Победы в Великой Отечественной войне борт самолёта украсил юбилейный логотип. Это второй самолёт, на котором установлены двигатели ПД-8. Первый полёт длился около 40 минут на высотах до 3000 метров и скоростях до 500 км/час. Полёт подтвердил стабильную работу всех отечественных систем», – прокомментировал сайту «Авиация России» представитель ОАК.
Самолёт пилотировал экипаж в составе командира, заслуженного лётчика-испытателя РФ Сергея Завалкина, второго пилота, лётчика-испытателя 1 класса Александра Верхова и ведущего инженера по лётным испытаниям Максима Грюканова.
После приземления командир экипажа Сергей Завалкин сообщил об успешном выполнении полётного задания, набор высоты 3000 метров проходил на взлётном режиме двигателей. «В небе проверили работу систем управления, гидравлики, кондиционирования воздуха, а также пилотажно-навигационного оборудования на разных скоростях. Также проверили газодинамическую устойчивость двигателей ПД-8. Во время полёта выполнена уборка и выпуск шасси», – сказал командир экипажа.
Ранее, 17 марта, первый «Суперджет 100» с двигателями ПД-8 выполнил первый полёт. 18 апреля министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов во время посещения производственных мощностей «ОДК-Сатурн» в Рыбинске заявил, что в испытаниях будут задействованы три опытных самолёта с двигателями ПД-8.
«Сейчас готовится вторая машина к вылету. Полностью в импортозамещённом облике первый полёт состоится до конца апреля. Мы ждём и третью машину с этими двигателями. Этот флот будет задействован в сертификации этого двигателя», – сказал министр.
Таким образом в испытаниях по программе SSJ New в настоящее время задействованы три опытных самолёта:
- борт 97021 (з/н 97001) – двигатели SaM146, часть импортного оборудования заменено на российское. Выполняет полёты по программе сертификационных испытаний в Жуковском;
- борт 97012 (з/н 95157) – двигатели ПД-8, частичная замена импортных комплектующих. Идут заводские доводочные испытания в Комсомольске-на-Амуре;
- борт 97023 (з/н 97003) – двигатели ПД-8, опытный образец новой сборки. Практически полная замена импортных комплектующих. 23 апреля выполнил первый полёт.
Перед ПАО «Яковлев» поставлена задача: до конца года полностью завершить сертификационные испытания, и в первом квартале 2026 года года начать поставки самолётов SJ-100 с двигателями ПД-8 в авиакомпании для коммерческой эксплуатации.