Во Всероссийском научно-исследовательском институте авиационных материалов (ВИАМ) в предельно сжатые сроки были разработаны пять новых литейных жаропрочных сплавов для авиационного двигателя ПД-8.
«Серийное производство новых сплавов организовано на мощностях высокотехнологичного научно-производственного комплекса НИЦ "Курчатовский институт" – ВИАМ, оснащенного самым современным оборудованием. Проведена их общая квалификация для наиболее ответственных и высоконагруженных деталей газовой турбины двигателя», – заявили в ВИАМ.
Разработанные материалы соответствуют современным требованиям по механическим и эксплуатационным свойствам. По совокупности технологических, механических параметров и по стоимости данные материалы выделяются на фоне других специализированных отечественных сплавов.
Сплав ВЖМ12 для монокристаллических рабочих лопаток турбины по механическим свойствам и длительной прочности при рабочей температуре 1100°С имеют преимущество перед широко используемыми в настоящее время ренийсодержащими жаропрочными никелевыми сплавами.
Сплав ВЖМ200 для рабочих лопаток с тонкостолбчатой однонаправленной структурой и сплав ВЖЛ125 для сопловых лопаток с равноосной структурой легированы гафнием, что обеспечивает повышенную пластичность при сохранении высокой прочности.
В сплавах ВЖЛ718 и ВЖЛ220 основной механизм упрочнения отличается от остальных литейных жаропрочных никелевых сплавов и реализуется за счет интерметаллидной фазы на основе ниобийтриникеля (Ni3Nb). Благодаря этому данные сплавы обладают высокой свариваемостью, что является критически важным свойством для корпусных деталей. Литейные материалы подобного класса в России разработаны и паспортизованы впервые.
Как рассказали в пресс-службе ВИАМ, научно-производственный комплекс выплавки жаропрочных сплавов института может выпускать до 400 тонн готовой продукции ежегодно, что обеспечит потребности в новых высококачественных материалах для производства двигателей ПД-8 и позволит в ближайшее время провести импортозамещение французских двигателей Sam-146 на самолетах SSJ100 и украинских двигателей Д-436 на самолетах-амфибиях Бе-200.