Вертолётный двигатель ВК-650В получил сертификат типа и готовится к серийному производству

Фото: © пресс-служба Минпромторга России

Двигателестроительная компания АО «ОДК-Климов» получила сертификат типа на турбовальный двигатель ВК-650В, предназначенный для лёгких вертолётов с взлётной массой до четырёх тонн. Соответствующий документ был вручён генеральному директору ОДК Александру Грачёву руководителем Росавиации Дмитрием Ядровым в Санкт-Петербурге. Церемония проходила при участии министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова и первого заместителя генерального директора Ростеха Владимира Артякова.

Сертификация ВК-650В подтверждает соответствие конструкции двигателя установленным требованиям и нормам годности, что открывает путь к его серийному производству. Разработка ВК-650В велась с 2019 года в классе мощности 650–750 л.с. с целью ремоторизации вертолётов «Ансат» и Ка-226Т, а также для использования на других лёгких вертолётах. Заявка на сертификацию была подана в Росавиацию в июле 2019 года.

«Авиационный двигатель – самая сложная часть в составе воздушного судна. Разработка и сертификация ВК-650В были осуществлены в рекордные сроки – всего за 5 лет. Потребность в таких силовых установках с введением санкций и уходом зарубежных поставщиков очень высока. Сегодня можно констатировать, что наши двигателестроители справились с этой сложной задачей. Наряду с новыми моторами для тяжёлых и средних машин в линейке теперь есть свой, отечественный двигатель для лёгких вертолётов. То есть санкции не смогли уничтожить «Ансат» и другие наши перспективные программы», – сказал Владимир Артяков.

Согласно карте данных сертификата типа FATA-01065E, первое издание которой датировано 28 декабря 2024 года, ВК-650В сертифицирован в варианте с мощностью 545 л.с. на взлётном режиме. На максимальном продолжительном режиме мощность составляет 460 л.с., на крейсерском – 400 л.с. В 2,5-минутном чрезвычайном режиме при одном неработающем двигателе ВК-650В развивает 630 л.с., а в режиме продолжительной мощности при – 590 л.с.

Турбовальные двигатели ВК-650В и ВК-1600В – ближайшее будущее вертолётов Ка-226Т и Ка-62

Предполагается, что в дальнейшем, после проведения дополнительных сертификационных испытаний, будут оформлены одобрения главного изменения, направленные на повышение мощности двигателя до проектных значений – 650 л.с. на взлётном режиме и 750 л.с. в 2,5-минутном чрезвычайном режиме. На текущем этапе ВК-650В сертифицирован с интервалом до первого техобслуживания и начальным ресурсом вала свободной турбины чуть менее 75 часов и начальным ресурсом остальных основных деталей в 100 циклов.

Программа ВК-650В реализуется в кооперации с другими предприятиями ОДК, включая ММП им. В.В. Чернышева, «ОДК-УМПО» и ПК «Салют» ОДК. Эти предприятия принимают участие в производстве отдельных узлов и агрегатов, обеспечивая комплексный подход к реализации проекта.

Первый запуск двигателя-демонстратора ВК-650В состоялся в январе 2021 года, а первый опытный образец был собран к концу того же года. В 2022 году были изготовлены ещё два опытных образца. К маю 2023 года завершились инженерные испытания, а совместно с ЦИАМ – автономные испытания компрессора и камеры сгорания.

Макетный образец ВК-650В был представлен на форуме «Армия» в августе 2024 года в составе первого модифицированного Ка-226Т «Альпинист» производства Улан-Удэнского авиационного завода. Кроме того, в октябре прошлого года начались испытания ВК-650В на модернизированном лёгком однодвигательном вертолёте Ми-34М1.

Первый полёт вертолёта «Ансат» с двигателем ВК-650В намечен на апрель 2025 года. Об этом в ходе церемонии вручения сертификата типа заявил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров. По его словам, сейчас проводится работа над сертификацией импортозамещенной версии вертолета.

«В настоящее время завершён уже ряд стендовых испытаний, в том числе по статической прочности винта. Поэтому мы планируем эту работу завершить к концу этого года, и первый полёт у нас намечен на апрель этого года для того, чтобы все эти работы выполнить», – сказал он.

Согласно действующей редакции Комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, в текущем году планируется изготовить первые восемь серийных ВК-650В. В дальнейшем предполагается постепенное увеличение объема выпуска до 70 двигателей в год.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (25 оценок, среднее: 4,72 из 5)
Загрузка...