Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) предлагает правительству официально разрешить использование ваучеров, когда вместо возврата денег за отмененный рейс авиакомпания зачисляет их на депозит клиента в счет будущих полетов. Российские авиакомпании начали предлагать пассажирам ваучеры вместо возврата средств с конца марта, пишет «Коммерсант«.
Данный механизм позволяет перевозчику в случае несогласия клиента вернуть ему деньги только через год. Мера нужна для защиты авиакомпаний от банкротств. В условиях закрытия международных перевозок они вынуждены массово отменять рейсы и не в состоянии одномоментно вернуть все деньги.
АЭВТ предлагает внести поправки в Воздушный кодекс, федеральные авиационные правила и федеральный закон от 1 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
Поправки к ФЗ позволят компаниям вместо возврата средств предложить пассажиру изменить дату вылета и рейс «в пределах стоимости подлежавшей возврату провозной платы». Новые правила предлагается распространить на рейсы до конца 2020 года, даже если билеты были проданы до принятия поправок.
В Воздушный кодекс предлагается внести понятие форс-мажора, в случае которого авиакомпания будет иметь право расторгнуть договор перевозки.
К форс-мажору предлагается отнести массовые заболевания, пожары, стихийные бедствия, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничение перевозок государствами, а также запрет торговых операций из-за санкций. Не могут быть отнесены к форс-мажору предпринимательские риски.
При отмене рейса по причине форс-мажора АЭВТ предлагает оформить электронный многоцелевой документ, средства на котором могут быть использованы в течение трех лет с даты оформления. Если же пассажир или грузоотправитель откажется от ваучера, авиакомпания вернет ему средства в течение года. «Для многих участников отрасли почти невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства»,— говорится в обращении АЭВТ.
«Большинство авиакомпаний сейчас тратят больше наличных денег на возвраты пассажирам, чем получают за бронирование своих услуг», — сообщает АЭВТ. По данным ассоциации, количество сданных билетов за период с начала года превышает аналогичный показатель 2019 года в пять раз, притом что число рейсов во втором квартале сократится на 80–90%.
В ближайшие месяцы убытки авиакомпаний будут расти в размере, сопоставимом с постоянными расходами, которые во втором квартале 2019 года составили 176,9 млрд руб.