Cовместное заседание Научно-технического совета (НТС) Института имени Н.Е. Жуковского (ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», далее Центр) и холдинга «Вертолёты России», в рамках которого обсуждались вопросы развития винтокрылых летательных аппаратов (ВКЛА) государственного и гражданского назначения, состоялось 14 сентября 2021 года.
По словам генерального директора Центра Андрея Дутова, традиционные авиационные технологии находятся на точке насыщения и новый рывок в развитии авиатехники можно получить только на новом технологическом укладе.
«Сегодня основной тренд – это применение технологий искусственного интеллекта (ИИ). По нормам ИКАО уже к 2030 году можно будет сертифицировать летательный аппарат с ИИ в составе экипажа. Но, начиная производство той или иной техники, в том числе вертолётной, мы должны предварительно проанализировать и соотнести необходимость её создания с моделью авиатранспортной системы», - сказал Андрей Дутов.
О важности гармонизации требований норм лётной годности и процедур сертификации для государственных и гражданских летательных аппаратов говорил первый заместитель генерального директора Центра Василий Шапкин. Он отметил, что отставание России от других авиационных держав в темпах и качестве работ по совершенствованию нормативно-правовой базы в этой области препятствует эффективной разработке, изготовлению, сертификационным испытаниям и внедрению отечественной гражданской авиатехники на внутренний и зарубежный рынки.
Генеральный директор ЦАГИ Кирилл Сыпало рассказал, что институт приступил к реализации проектов ВКЛА следующего поколения. В частности, ЦАГИ начал разрабатывать демонстратор перспективного винтокрылого летательного аппарата с останавливаемым в полёте несущим винтом, который проектируется в варианте легкого (до 300 кг) беспилотного летательного аппарата. Также планируются НИОКР «Скоростной ВКЛА» по созданию демонстратора, преобразуемого винтокрылого летательного аппарата с гибридной силовой установкой и НИОКР «Аэрогород» по созданию беспилотного демонстратора транспортного летательного аппарата для городских агломераций с электрической или гибридной силовой установкой.
«Кроме работ по ВКЛА следующего поколения наш институт работает в области модернизации существующих вертолётов. Так разрабатываются варианты лопастей несущего и рулевого винтов нового поколения для вертолёта "Ансат", которые позволят увеличить полётную массу на 550 кг на крейсерской скорости 250 км/ч. Кроме того предполагается отработка унифицированных лопастей несущего винта вертолётов семейства Ка-27/31/32, Ка-62 и "Минога", а также внедрение новой компоновки ЦАГИ-5 для несущего и рулевого винтов тяжёлого транспортного вертолёта Ми-26, что позволит повысить максимальную взлётную массу и массу перевозимой платной нагрузки», - отметил глава ЦАГИ.
О перспективных силовых установках для ВКЛА шла речь в выступлении генерального директора ЦИАМ Михаила Гордина. Он рассказал о ходе работ по модернизации существующих серийных турбовальных двигателей, по созданию и экспериментальной отработке элементов перспективных двигателей, в том числе поршневых и роторно-поршневых. Важным направлением является разработка перспективных гибридных и электрических силовых установок. «Гибридные силовые установки в перспективе обеспечат более дешёвую эксплуатацию летательных аппаратов, электродвижение по мере развития технологий становится дешевле. Также мы рассчитываем на развитие водородной тематики, по которой в нашем институте тоже ведутся исследования», - отметил Гордин.
В ходе мероприятия участникам совместного заседания была представлена позиция холдинга «Вертолёты России» о требованиях, предъявляемых к ВКЛА при их создании, с которой выступил Заместитель исполнительного директора по науке и инновационному развитию АО «НЦВ Миль и Камов» Александр Бельский.
Докладчиками и выступающими было отмечено, что современный этап создания ВКЛА характеризуется постепенным совмещением стандартов и норм этого вида техники гражданского и государственного назначения. В ключевые направления развития технологий экспертами отрасли выделены технологии ИИ в разном приложении, технологии связи, сетецентрические технологии (SWIM), технологии «более электрического ЛА» и бортовых систем.