В Московском авиационном институте (МАИ) проводятся исследования по созданию нового покрытия, которое будет предохранять узлы трения авиационных двигателей и энергетических установок от преждевременного износа. Эта работа проводится на кафедре 205 «Технология производства двигателей летательных аппаратов» под руководством профессора Леонида Лесневского и доцента Максима Ляховецкого в интересах предприятий АО «ОДК», сообщили в пресс-службе МАИ.
Один из ключевых факторов, определяющих срок службы авиационного двигателя, - это износостойкость трущихся деталей, таких как соединения хвостовика лопатки с диском ротора, поворотные узлы статорных лопаток, элементы механизации, шлицевые и зубчатые соединения и другие. Однако использование жидких смазок, таких как масла, становится практически невозможным из-за высоких температур и давления в зоне контакта.
В связи с этим, для защиты таких поверхностей необходимо разрабатывать специальные покрытия, известные как твёрдые смазки. Эти покрытия сочетают в себе свойства смазки и износостойких материалов одновременно. В настоящее время для защиты трущихся деталей двигателей используются однокомпонентные твёрдые смазки на металлической или полимерной основе. Однако у таких покрытий есть недостаток – невысокая прочность сцепления с подложкой, что может привести к выдавливанию смазки из зоны контакта при повышенном давлении.
Учёные МАИ работают над созданием покрытия с более сложным составом и структурой, оно представляет собой твёрдую никелевую матрицу, заполненную смазочным материалом – графитом. Покрытие обладает лучшим сцеплением с защищаемой поверхностью, хорошей износостойкостью и позволяет уменьшить коэффициент трения. Это означает, что поверхность детали значительно меньше страдает от износа, что было доказано сравнительными испытаниями.
Профессор Леонид Лесневский отмечает, что при разработке новых типов двигателей для достижения необходимого уровня ресурса и надёжности требуется внедрение новых технологий. Покрытие, разработанное в МАИ, может стать важным компонентом в повышении срока службы двигателей, снижению износа деталей и повышению эффективности газотурбинных двигателей.