Генеральный директор авиакомпании «ИрАэро» Юрий Лапин в интервью «Интерфаксу» рассказал о плюсах и минусах эксплуатации самолётов Суперджет 100, о планах по дальнейшему наращиванию парка этими ВС и сравнил SSJ100 с Эйрбас и Боинг.
По мнению гендиректора «ИрАэро», SSJ100 — один из лучших современных пассажирских самолётов. В авиапарке компании летают версии LR с увеличенной дальностью полёта 4,5 тыс. км. «Некоторые из них поступили к нам новыми, с завода в Комсомольске-на-Амуре. Мы умеем летать на этом самолёте, и он нравится нашим пассажирам», — сказал Юрий Лапин.
Он пояснил, что основная проблема SSJ100 — это его двигатели SaM146 производства совместного российско-французского PowerJet. «Ни один из двигателей, с которым мы работали, не выработал своего ресурса полностью. Некоторые мы досрочно снимали с самолётов из-за выявленных конструктивных недоработок. Иногда эти двигатели были на гарантии или же не на гарантии, но с невыработанным ресурсом», — сказал Лапин, добавив, что в этих случаях по условиям лизинга предусмотрена льготная ставка, по которой он может взять на время ремонта подменный двигатель.
Юрий Лапин рассказал, что профильные ведомства предприняли усилия к устранению конструктивных недостатков SaM146 и ситуация с двигателями улучшается. «Буквально полтора месяца назад ситуация была, скажем так, на «нулевом уровне» — мы вообще не могли от производителей получить новые двигатели. Но, к счастью для нас и других перевозчиков, Минпромторг и Минтранс России предприняли немалые усилия, чтобы ситуацию изменить: это касается как предоставления новых силовых установок, так и устранения конструктивных недостатков, которые приводят к их замене. Сейчас динамика с этим позитивная, и я думаю, что совсем скоро наш вопрос с двигателями будет полностью решён», — сказал руководитель «ИрАэро».
Резюмируя вопрос о двигателях Суперджета, Юрий Лапин отметил, что в ОДК выявлены проблемные агрегаты и в конструкцию внесены необходимые изменения. «В конце мая состоялась стратегическая сессия по эксплуатации SSJ100. По информации ОДК, сейчас двигатели выходят с завода без недостатков — это уже подтверждается опытом эксплуатации. То есть общий язык с производителем найден, проблемные агрегаты выявлены, в конструкцию двигателей внесли изменения», — пояснил он.
Сейчас из-за отсутствия двигателей на земле стоят два Суперджета. В компании рассчитывают на один из самолётов получить в ближайшее время силовые установки. Второй борт использовался как источник запчастей, по нему будет проведена комплексная проверка и предстоит большая работа по восстановлению лётной годности.
Что касается планов по расширению парка Суперджетов за счёт лизинга, то здесь авиакомпания ожидает выгодного предложения от производителя и лизингодателя.
Юрий Лапин отметил, что авиакомпания находится в постоянном контакте с АО «Гражданские самолёты Сухого», КБ совершенствует конструкцию самолёта, излечиваются его «детские болезни».
«В то время, когда мы брали в лизинг SSJ100, опытом его долгосрочной эксплуатации мог поделиться только «Аэрофлот». То есть, по сути, мы не могли объективно оценить эксплуатационные возможности машины. Между тем, надёжность самолёта и тот факт, что он будет летать, а не стоять на земле, де-факто закладывается в договор лизинга лайнера. По расчётам ГСС, налёт SSJ100 должен составлять 202 часа в месяц, и этот показатель закладывается в «экономику самолёта». Между тем, за три года эксплуатации мы даже близко к этой цифре не подошли», — рассказал глава «ИрАэро».
Справка:
За первые пять месяцев 2019 года средний месячный налёт самолётов Суперджет 100 в авиакомпании «Азимут» составил 227 часов, суточный — 7,5 часов. При этом три самолёта по очереди проходили плановое ТО:
- с 12 марта по 2 апреля — RA-89079;
- с 15 апреля по 9 мая — RA-89080;
- с 9 мая по 3 июня — RA-89085.
Он добавил, что возможно авиакомпания сама недостаточно эксплуатирует Суперджет, но в «ИрАэро» исходят из опыта и понимания конструктивных особенностей лайнера и иногда просто не ставят его на рейс, так как в случае задержи по техническим причинам придётся нести финансовые издержки.
В целом Юрий Лапин считает, что SSJ100 в отдельные периоды может летать не хуже самолётов А и Б, и работы для него в России очень много — выпускать SSJ100 просто необходимо.