В состав группировки ВКС России в Сирии входят более 50 самолётов и вертолётов, в том числе фронтовые бомбардировщики Су-34 и Су-24М, штурмовики Су-25СМ, истребители Су-30СМ и Су-35С, ударные вертолёты Ми-24П, а также транспортно-штурмовые вертолёты Ми-8АМТШ.
При подготовке и постановке задач используются данные воздушной разведки и уточнения, получаемые от штаба сирийской армии и с помощью средств космической разведки и беспилотников. Все действия России координируются с сирийской стороной
Помимо ВКС РФ, к операции был также привлечен российский Военно-морской флот. В ночь с 6 на 7 октября 2015 года корабли Каспийской флотилии ВМФ РФ из акватории Каспийского моря нанесли массированный удар крылатыми ракетами ЗМ-14 комплекса морского базирования "Калибр НК" по объектам ДАИШ* на территории Сирии. 26 ракет были выпущены с кораблей "Дагестан", "Град Свияжск", "Великий Устюг" и "Углич".
17 декабря 2015 года самолёты Дальней авиации ВКС РФ Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95МС нанесли удары по позициям ИГИЛ* в Сирии, совершены пуски 34 крылатых ракет по целям боевиков в провинциях Алеппо и Идлиб. Прикрытие авиационной ударной группы обеспечивали 4 истребителя Су-27СМ.
20 ноября 2015 года корабли Каспийской флотилии выполнили пуски 18 крылатых ракет по семи целям в провинциях Ракка, Идлиб и Алеппо, поразив все цели.
1 февраля 2016 года на авиабазу Хмеймим были переброшены истребители Су-35С, которые приступили к выполнению боевых задач.
Су-24М "Фехтовальщик"
Основной ударной силой российской авиагруппы в Сирии является модернизированный фронтовой бомбардировщик Су-24М.
Су-24 (по классификации НАТО - Fencer-D) - фронтовой бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности, за свой вытянутый нос получил прозвище "Фехтовальщик". Предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в простых и сложных метеоусловиях, днём и ночью, в том числе на малых высотах. Главный конструктор - Евгений Фельснер.
Самолёт совершил первый полёт в 1976 году. Бомбардировщик оснащается специальной вычислительной подсистемой СВП-24 "Гефест", принятой на вооружение в 2008 году, которая расширяет возможности самолёта по поиску и уничтожению целей. Су-24М способен совершать полёт на малой высоте с огибанием рельефа местности. Бомбардировщик может наносить удары как по наземным, так и по надводным целям с применением широкой номенклатуры боеприпасов, включающей в себя высокоточные образцы вооружения, в том числе корректируемые авиационные бомбы (КАБ). Максимальная скорость полёта у земли - 1250 км/ч, перегоночная дальность полета - 2 775 км (с двумя подвесными топливными баками ПТБ-3000). Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями АЛ-21Ф-3А тягой 11 200 кгс каждый.
Вооружение - пушка калибра 23 мм, на 8 точках подвески может нести ракеты классов "воздух - поверхность" и "воздух - воздух", корректируемые и свободно падающие авиационные бомбы, а также неуправляемые авиационные ракеты, съёмные пушечные установки, тактическое ядерное оружие.
Су-34 "Утёнок"
Многофункциональный истребитель-бомбардировщик поколения "4+" Су-34 (по классификации НАТО - Fullback) предназначен для нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов, в том числе с использованием ядерного оружия, по сухопутным и надводным целям в любое время суток. Основной ударный самолёт Воздушно-космических сил России.
Среди российских военных Су-34 получил прозвище "Утёнок" из-за носовой части самолёта, напоминающей клюв утки.
Всепогодный фронтовой бомбардировщик является модернизацией истребителя Су-27. Главный конструктор - Роллан Мартиросов.
Первый полёт совершил 13 апреля 1990 года. На вооружение ВВС России принят 20 марта 2014 года. Серийно производится с 2006 года на Новосибирском авиационном заводе имени В.П. Чкалова. Максимальная скорость - 1900 км/ч, дальность полёта - более 4 000 км без дозаправки (7 000 км - с дозаправкой), практический потолок - 14 650 метров. Вооружение - пушка калибра 30 мм, на 12 узлах подвески может нести авиационные ракеты "воздух - воздух" и "воздух - поверхность" разных типов, неуправляемые реактивные снаряды и авиабомбы.
Самолёт оборудован системой дозаправки топливом в полёте. Су-34 оснащен двумя турбореактивными двигателями АЛ-31Ф М1 с тягой 13 300 кгс на режиме "форсаж" каждый. Экипаж самолета - 2 человека.
По информации из открытых источников, в декабре 2014 года на вооружении ВВС России состояло 55 единиц Су-34. Всего Минобороны РФ намерено принять на вооружение 120 Су-34.
Су-25СМ "Грач"
Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25СМ (по классификации НАТО - Frogfoot-A), получивший прозвище "Грач", предназначен для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях.
Самолёт отличается от базовой модели Су-25 наличием бортового прицельно-навигационного комплекса ПрНК-25СМ "Барс" и аппаратуры для работы с системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Также было серьезно обновлено оборудование кабины - добавлены многофункциональные дисплеи (МФД) и новый индикатор на лобовом стекле (ИЛС) вместо старых прицелов.
Су-25СМ способен применять широкую номенклатуру боеприпасов, в том числе высокоточное оружие. Самолёт оснащен 30-мм двуствольной авиационной пушкой ГШ-30-2. Максимальная скорость полёта у земли - 975 км/ч, радиус действия - 500 км. Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями РД-195 тягой 4 500 кгс на максимальном режиме каждый.
Су-25 стал самым воюющим самолётом российской армии. Он участвовал во многих боевых действиях (Афганистан, Ангола, Южная Осетия). Именно "Грачи" оставляют на каждом параде Победы над Красной площадью шлейфы цветного дыма в виде флага РФ.
Су-27СМ
Многоцелевой истребитель Су-27СМ (по классификации НАТО - Flanker-B mod.1). Предназначен для завоевания господства в воздухе. Эффективность самолёта по сравнению с базовым Су-27 выросла в 2 раза при работе по воздушным целям.
Су-27СМ оснащен новыми комплексами бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО). Кабина самолёта оборудована многофункциональными дисплеями (МФД). Расширена номенклатура применяемых авиационных средств поражения (АСП).
На самолётах типа Су-27СМ3 установлены две дополнительные точки подвески под консолями крыла.
Су-30СМ
Задача истребителей Су-30СМ (по классификации НАТО - Flanker-H) - прикрывать бомбардировщики и штурмовики, наносящие удары по позициям боевиков ДАЕШ.
Двухместный многоцелевой тяжёлый истребитель поколения "4+" создан на базе Су-27УБ путем его глубокой модернизации.
Предназначен как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В конструкции самолёта применено переднее горизонтальное оперение (ПГО) и двигатели с управляемым вектором тяги (УВТ). За счёт применения данных решений самолёт обладает сверхманёвренностью.
На Су-30СМ установлена многофункциональная радиолокационная станция управления (РЛСУ) с пассивной фазированной антенной решеткой (ПФАР) "Барс". В состав номенклатуры боеприпасов истребителя входит широкий ассортимент средств поражения, включая ракеты класса "воздух - воздух" и высокоточное управляемое оружие класса "воздух - поверхность". Су-30СМ может применяться в качестве самолёта для подготовки лётчиков для перспективных одноместных истребителей. С 2012 года ведётся строительство этих самолётов для ВВС России.
Су-30СМ способен выполнять боевые действия, связанные с большой дальностью и продолжительностью полёта и эффективным управлением группой истребителей.
На Су-30СМ установлена система дозаправки топливом в воздухе, новые навигационные системы, расширен состав аппаратуры управления групповыми действиями, а также усовершенствована система жизнеобеспечения. За счёт установки новых ракет и системы управления вооружением значительно повышена боевая эффективность самолёта.
Су-35С
Многоцелевой сверхзвуковой сверхманёвренный истребитель Су-35С относится к поколению 4++. Он был разработан в 2000-х годах опытно-конструкторским бюро им. П.О. Сухого на основе фронтового истребителя Су-27. Первый полёт Су-35 совершил в 2008 году.
Аэродинамическая схема самолёта выполнена в виде двухдвигательного высокоплана с трёхопорным убирающимся шасси с передней стойкой. Су-35 оборудован турбореактивными двигателями АЛ-41Ф1С с форсажной камерой и управляемым в одной плоскости вектором тяги, который был разработан на основе АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолёты Су-27. Отличается от предшественника увеличенной тягой 14,5 тонны (против 12,5), большим ресурсом и пониженным расходом топлива.
На Су-35 – 12 узлов внешней подвески для крепления высокоточных ракет и авиабомб. Еще два – для размещения контейнеров РЭБ.
В состав вооружения Су-35 входит целый набор управляемых ракет типа "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", а также неуправляемые ракеты и авиабомбы различных калибров.
По номенклатуре бомбардировочного и неуправляемого ракетного вооружения Су-35 в целом не отличается от сегодняшних Су-30МК, но в перспективе на нём смогут применяться усовершенствованные и новые модели авиабомб, в том числе с лазерной коррекцией. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 8000 кг.
Истребитель также оснащен пушкой ГШ-30-1 калибра 30 мм (боезапас – 150 патронов).
Самолёты Дальней авиации, базирующиеся на территории России
Ту-22М3
Дальний сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла.
Предназначен для поражения сверхзвуковыми управляемыми ракетами наземных и морских целей в любое время суток и в любых метеоусловиях.
Главный конструктор - Дмитрий Марков. Первый полёт совершил 22 июня 1977 года, в серийное производство запущен в 1978 году, принят на вооружение ВВС СССР в марте 1989 года.
Самолёт оснащается двумя турбореактивными двигателями НК-25, развивающие мощность с форсажной камерой до 25 тонн. В боевое оснащение самолёта может входить: три сверхзвуковых ракеты класса «воздух-земля», десять аэробаллистических ракет для поражения наземных целей противника, а так же до 12 тонн обычных или ядерных бомб, располагающихся в фюзеляже и на внешней подвеске. Самолёт так же оснащен оборонительным вооружением – пушкой ГШ-23 со скорострельностью до 4 тысяч выстрелов в минуту.
Всего было построено около 500 Ту-22М разных модификаций. Максимальная скорость самолёта - 2 300 км/ч, практическая дальность - 5 500 км, практический потолок - 13 500 м. Экипаж - 4 человека. Может нести крылатые ракеты различных типов с обычным или ядерным зарядом.
В настоящее время ведётся ремонт и модернизация самолётов этой модели, стоящих на вооружении ВКС России.
Ту-95МС
Турбовинтовой стратегический бомбардировщик-ракетоносец - изделие «В», по кодификации НАТО «Медведь».
Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Главный конструктор - Николай Базенков. Самолёт создан на базе Ту-142МК и Ту-95К-22. Первый полёт совершил в сентябре 1979 года. Принят на вооружение ВВС СССР в 1981 году.
Максимальна скорость - 830 км/ч, практическая дальность - до 10 500 км, практический потолок - 12 000 метров. Экипаж - 7 человек. Вооружение - крылатые ракеты большой дальности, 2 пушки калибра 23 мм.
В настоящее время на вооружении ВКС России стоит порядка 30 единиц. Ведётся модернизация до версии Ту-95МСМ, что позволит продлить срок эксплуатации самолётов до 2025 года.
Ту-160
Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла.
Предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий.
Главный конструктор - Валентин Близнюк. Первый полёт машина совершила 18 декабря 1981 года, принята на вооружение ВВС СССР в 1987 году.
Максимальная скорость - 2 230 км/ч, практическая дальность - 14 600 км, практический потолок - 16 000 м. Экипаж - 4 человека. Вооружение: до 12 крылатых ракет или до 40 тонн авиабомб. Продолжительность полёта - до 15 ч (без дозаправки).
Не менее 15 машин этого типа состоят на вооружении дальней авиации ВКС России. До 2020 года ожидается поступление десяти модернизированных машин Ту-160М.
Вертолёты
Ми-8АМТШ "Терминатор"
На авиабазе Хмеймим размещены транспортно-штурмовые вертолёты Ми-8АМТШ "Терминатор". Это новейшая модификация известного и зарекомендовавшего себя военно-транспортного вертолёта Ми-8.
"Терминатор" предназначен для поражения техники, в том числе бронированной, укрытий и огневых точек, живой силы противника.
В номенклатуру применяемых с борта Ми-8АМТШ боеприпасов, помимо неуправляемого оружия, входят высокоточные образцы вооружения, в частности противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) 9М120 "Атака" или 9М114 "Штурм". Вертолёт может перевозить до 37 десантников, до 12 раненых на носилках или транспортировать до 4 тонн грузов, выполнять поисково-спасательные и эвакуационные операции.
Вертолёт оснащается двумя двигателями ВК-2500 увеличенной мощности. Ми-8АМТШ оснащены комплексом средств защиты от поражения. Кабина экипажа нового вертолёта оснащена многофункциональными индикаторами, на которых отображается цифровая карта местности, и новейшим пилотажно-навигационным оборудованием, работающим с системами навигации GPS и ГЛОНАСС. Вертолёты Ми-8АМТШ отличаются также улучшенными ресурсными показателями, позволяющими экономить значительные средства на обслуживании вертолётов в течение жизненного цикла.
Экипаж - 3 человека. Максимальная скорость - 250 км/ч, дальность полёта - до 800 км, практический потолок - 6 000 метров.
Универсальность и высокие лётно-технические характеристики сделали вертолёты Ми-8 одними из самых популярных в мире российских вертолётов.
Ми-24П
Ударный вертолёт Ми-24П (по классификации НАТО - Hind-F) предназначен для визуального наблюдения и организации зоны безопасности в районе аэродрома Хмеймим, а также поисково-спасательных работ. Является модернизированной версией Ми-24.
Каждый Ми-24П, используемый в Сирии, несёт четыре блока по 20 неуправляемых авиационных ракет. Вертолёт также оснащён управляемыми ракетами и 30-мм двуствольной автоматической авиационной пушкой ГШ-30К (боекомплект - 250 снарядов), способен развивать скорость до 300 км/час и подниматься на высоту до 4 500 метров. Может летать на предельно малых высотах до 5 метров.
Вертолёт совершил первый полёт в 1974 году, серийное производство началось с 1981 года.
Ми-24П предназначен для нанесения ударов по скоплениям живой силы, борьбы с техникой, в том числе бронированной, уничтожения низколетящих малоскоростных воздушных целей.
Экипажи вертолётов Ми-8АМТШ и Ми-24П оснащены очками ночного видения, что позволяет им летать ночью.
Вооружение: бомбы и ракеты
Бетонобойная бомба БЕТАБ-500
Бетонобойная бомба БетАБ-500 разработана в ГНПП "Базальт". Предназначена для разрушения бетонированных сооружений, мостов, военно-морских баз. Основная задача бомбы - пробить крышу укрепленного объекта, это могут быть подземные склады ГСМ или оружия, различные бетонные укрепления. БетАБ-500 способна пробить 1 метр бетона, заглубленного в грунт на 5 метров. В грунте средней плотности этот боеприпас образует воронку диаметром 4-5 метров. Такие параметры достигаются, во-первых, за счёт траектории падения бомбы – вертикально вниз. После сброса с самолёта у боеприпаса раскрывается специальный тормозной парашют, который и направляет БетАБ к земле. Кроме того, когда парашют отстреливается, в хвостовой части бомбы включается ракетный ускоритель, который создает дополнительную скорость встречи боеприпаса с целью. Масса боевой части бомбы - 350 кг.
БетАБ имеет усиленную оболочку по сравнению с обычной фугасной бомбой, что помогает проламывать бетон и другие укрепления.
Ракеты Х-29Л и Х-25МЛ
Ракеты семейства Х-29 были разработаны в СССР и приняты на вооружение ещё в 1980 году. Сейчас модернизацию и выпуск боеприпасов ведет корпорация "Тактическое ракетное вооружение".
Ракеты этого типа предназначены для поражения таких наземных целей, как прочные укрытия самолётов, стационарные железнодорожные и шоссейные мосты, промышленные сооружения, склады, бетонированные ВПП.
В версии Х-29Л ракета оснащена лазерной головкой самонаведения. В Сирии эти ракеты применяют фронтовые бомбардировщики Су-24М и истребители-бомбардировщики Су-34.
Ракета оснащена фугасно-проникающей боевой частью. Перед пуском ракеты лётчик может установить вариант срабатывания ракеты - мгновенное, от контакта ракеты с целью или срабатывание с задержкой.
Дальность стрельбы ракеты Х-29Л составляет от 2 до 10 км.
Ракета имеет мощную боевую часть весом 317 кг с массой взрывчатого вещества - 116 кг.
Х-25 - авиационная управляемая многоцелевая ракета класса "воздух - поверхность", оснащенная полуактивной головкой самонаведения (ГСН). На ракете Х-25МЛ установлена лазерная ГСН.
Предназначена для поражения малоразмерных целей как на поле боя, так и в тылу противника. Способна пробивать до 1 метра бетона.
Максимальная дальность пуска - 10 км. Скорость полёта - 870 м/с. Масса боевой части (БЧ) - 86 кг.
КАБ-500С
Эта корректируемая бомба предназначена для высокоточного поражения стационарных наземных целей - железнодорожных мостов, фортификационных сооружений, узлов коммуникаций. Бомба имеет высокую точность поражения за счёт инерциально-спутниковой системы наведения. Боеприпас можно эффективно применять и днём, и ночью в любую погоду.
Бомба может сбрасываться на дистанциях от 2 до 9 км от цели и на высотах от 500 метров до 5 км при скорости самолёта-носителя от 550 до 1100 км/ч. Масса бомбы в разных вариантах - 560 кг, масса фугасно-бетонобойной боевой части - 360-380 кг.
Круговое вероятное отклонение бомбы от цели, по данным Минобороны РФ, составляет 4-5 метров, по данным производителя - от 7 до 12 метров.
КАБ-500С имеет взрыватель с тремя видами замедления.
Прямым попаданием двух таких авиабомб в Сирии был уничтожен штаб группировки формирования "Лива аль-Хак" и сразу ликвидировано более 200 боевиков.
ОФАБ разной массы
Осколочно-фугасная авиационная бомба свободного падения. Она используется для поражения слабо защищённых военных объектов, бронированной и небронированной техники, живой силы. Применяется с высот от 500 метров до 16 км.
В Сирии эти боеприпасы применяются штурмовиками Су-25СМ.
Крылатая ракета Х-555
Дозвуковая стратегическая крылатая ракета воздушного базирования, модификация Х-55, оснащенная обычной боевой частью (БЧ).
Ракета оборудована инерциально-допплеровской системой наведения, в которой сочетается коррекция по рельефу местности со спутниковой навигацией. Х-555 может быть оснащена разными типами БЧ: осколочно-фугасной, проникающей или кассетной с разными типами элементов. По сравнению с Х-55 увеличена масса боевой части, что привело к снижению дальности полёта до 2000 км. Однако Х-555 может быть оборудована конформными топливными баками для повышения дальности полёта крылатой ракеты до 2 500 км. По данным из открытым источников, круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты составляет от 5 до 10 м.
Согласно данным, полученным из видеозаписи Минобороны РФ, ракеты Х-555 применялись с самолётов Ту-160 и Ту-95МС, которые несли их во внутрифюзеляжных отсеках.
Стратегические ракетоносцы этих типов оснащаются пусковой установкой барабанного типа МКУ-6-5, на которой могут быть размещены 6 крылатых ракет воздушного базирования.
Крылатая ракета ЗМ-14
7 октября 2015 года три малых ракетных корабля проекта 21631 Каспийской флотилии ("Углич", "Град Свияжск" и "Великий Устюг") и сторожевой корабль проекта 11661К "Дагестан" выполнили пуски 26 ракет по 11 наземным целям, находящимся на удалении около 1500 км. Это стало первым боевым применением ракетного комплекса.
Входящие в состав флотилии ракетные корабли проектов 11661К и 21631 оснащены пусковыми установками тактических крылатых ракет "Калибр" (по классификации НАТО - SS-N-27 Sizzler).
Ракетный комплекс "Калибр" разработан и производится ОКБ "Новатор" в Екатеринбурге на основе комплекса С-10 "Гранат", впервые был представлен в 1993 году.
На основе "Калибра" созданы комплексы наземного, воздушного, надводного и подводного базирования, экспортные варианты. В настоящее время разные виды комплексов "Калибр" стоят на вооружении России, Индии и КНР.
Официально разглашались данные о предельной дальности только экспортного варианта ракеты, она составляет 275-300 км. В 2012 году на встрече с президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым вице-адмирал Сергей Алекминский, занимавший на тот момент пост командующего Каспийской флотилией, сообщил, что тактический вариант крылатой ракеты комплекса "Калибр" (3М-14) может поражать береговые цели на расстоянии до 2 600 км.
Тактико-технические характеристики ракеты 3М-14 являются секретной информацией и в открытом доступе отсутствуют.
* ДАИШ - террористическая организация, запрещена в России*
Источник: ТАСС (http://tass.ru/spec/syria)