Едеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) направило авиакомпаниям письмо о подготовке нормативно-правового акта, запрещающего регистрировать самолёты в реестрах иностранных государств. Запрет коснётся воздушных судов, ввезённых после 31 декабря 2022 года. Об этом пишет «
Как следует из письма за подписью заместителя главы Росавиации Алексея Новгородова от 11 мая, до 12 мая компании должны были дать оценку возможных финансово-экономических последствий, иначе «вопрос запрета будет считаться согласованным».
На состоявшейся 12 марта коллегии ведомства Александр Нерадько отмечал, что Росавиация считает целесообразным продолжить работу по стимулированию регистрации воздушных судов в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. «В качестве завершающего этапа предполагается внести соответствующие изменения в ст. 33 Воздушного кодекса, исключив возможность регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства со вступлением в силу с фиксированного срока. Например, с 1 января 2023 года», — рассказывал он.
Именно до 2023 года действует освобождение от НДС при ввозе иностранных самолётов без регистрации в России. Всего в российском реестре сейчас числится 8,9 тыс. воздушных судов, в 2020 году в него было внесено 13 новых российских самолётов и 42 вертолёта.
Перевод воздушных судов «предполагается осуществить путём создания привлекательных и конкурентоспособных условий нахождения в российском реестре», заявили «Ъ» в Минтрансе. Эксперты издания предполагают, что Минтранс, инициировав обсуждение вопроса, может готовить почву для моратория на обязательный перевод самолётов в госреестр, а также для продления таможенных льгот.
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун считает, что регистрация в российском реестре должна стать такой же конкурентоспособной, как в иностранных, «чего о ней пока сказать нельзя». При этом господин Тасун не называет критерии конкурентоспособности российского реестра.
Росавиация предлагала принять решение о регистрации судов в России ещё в 2015 году. В отрасли при этом традиционно говорят об отсутствии унифицированных и гармонизированных правил эксплуатации и поддержания лётной годности. Первое издание норм лётной годности самолётов транспортной категории — АП-25 были приняты Авиарегистром МАК в 1994 году. В 2015 году вышло пятое издание этих правил.
Российские
FAR (Federal Aviation Regulation) и объединенной Европы JAR (Joint Airworthiness Requirements). Требования FAR и JAR в значительной мере гармонизированы между собой, т.к. авиационные администрации США и объединенной Европы проводили и продолжают вести целенаправленные работы по минимизации отличий в своих авиационных правилах.
Сравнение требований НЛГС и НЛГВ с FAR показывает, что устанавливаемые содержащимися в них требованиями уровни летной годности АТ практически эквивалентны.