Российские авиакомпании эксплуатируют более 800 пассажирских воздушных судов иностранного производства, зарегистрированных в иностранных офшорных юрисдикциях. Из них 95% воздушных судов имеют национальную принадлежность к Бермудским островам и Ирландии.
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) планирует запретить отечественным авиакомпаниям регистрировать самолёты за рубежом. Об этом в ходе коллегии Росавиации сообщил её руководитель Александр Нерадько. По его словам, такую норму планируется закрепить в Воздушном кодексе.
"Росавиация считает целесообразным продолжить работу по стимулированию регистрации воздушных судов в государственном реестре гражданских воздушных судов РФ. В качестве завершающего этапа предполагается внести соответствующие изменения в статью 33 Воздушного кодекса, исключив возможность регистрации в государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства со вступлением в силу с фиксированного срока. Например, с 1 января 2023 года", - цитирует Александра Нерадько
Всего в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации по состоянию на 1 января 2021 года числится 8 930 пилотируемых воздушных судов. В 2020 году зарегистрировано 55 новых ВС отечественного производства – 14 самолётов и 40 вертолётов, в том числе:
-
- 13 самолётов SSJ100;
- 33 вертолёта Ми-8МТВ;
- 7 вертолётов Ансат;
- 2 вертолёта Ка-32.
С 1 января 2020 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми не будет взиматься НДС с ввозимых в Россию самолётов иностранного производства при условии их регистрации в российском реестре.
Временный режим освобождения от НДС иностранных воздушных судов при их ввозе в Россию действовал с 2010 года, в 2020 году льготный режим закончился. В сентябре 2019 года был принят федеральный закон о внесении изменений в Налоговый кодекс. Нулевую ставку НДС для импортных самолётов сохранили, но при условии, если они после ввоза в страну будут регистрироваться в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.