Росавиация: к посадке А320 в пшеничном поле привели ошибки экипажа

Фото © ТАСС

Росавиация завершила расследование инцидента с посадкой самолёта A320 RA-73805 авиакомпании «Уральские авиалинии» утром 12 сентября в пшеничном поле неподалеку от села Каменка в 180 километрах от Новосибирска. Самолёт выполнял рейс из Сочи в Омск, но из-за технической неисправности при посадке в Омске развернулся в аэропорт Толмачёво.

Причиной данного инцидента явилась нехватка топлива для завершения полёта до запасного аэропорта. В ведомстве пришли к выводу, что после отказа одной из трёх гидравлических систем – «зелёной» – экипаж не смог правильно определить фактическое положение стоек шасси и принял необоснованное решение лететь в Новосибирск на запасной аэродром.

В процессе набора высоты командир ВС перевёл селектор шасси в положение «убрано», но фактически шасси не убрались из-за отсутствия достаточного давления в гидросистеме. «При заходе в аэропорт Омск давления гидросистемы хватило, чтобы выпустить шасси и закрыть створки. Полёт до Новосибирска продолжался с выпущенными шасси», – говорится в документе Росавиации.

При наборе высоты на пути в Новосибирск, экипаж уточнял маршрут полёта и выбор схем захода на посадку, но не уделил должного внимания повышенному расходу и текущему остатку топлива, отмечено в отчёте.

КВС произвёл расчёт остатка топлива исходя из того, что шасси убраны, а створки остались раскрытыми. По его вычислениям топлива для полёта было более чем достаточно. Фактически же, из-за выпущенных шасси, дефицит топлива для выполнения полёта до Новосибирска составлял не менее 1300 кг. Командир позже пояснил, что решение следовать в Толмачёво было принято исходя из условий более безопасной посадки по причине наличия ВПП больших размеров и благоприятной ветровой обстановки.

Однако, как установили специалисты, требуемая для посадки самолёта с таким отказом посадочная дистанция составляет 1856 метров. При этом длина полосы в аэропорту Омска – 2500 метров, что обеспечивало самолёту безопасную посадку в аэропорту назначения. Погодные условия также позволяли благополучно приземлиться в аэропорту Омска.

Неисправность «зеленой» гидросистемы приводит к отказу спойлеров, системы автоматического торможения, основной тормозной системы, реверса одного из двигателей, управления носовым колесом. Также, становится невозможным убрать шасси после их выпуска и закрыть створки шасси. Кроме того, некорректно отображается информация по расходу и остатку топлива.

Специалисты определили, что причиной падения давления в «зеленой» гидросистеме стало нарушение из-за естественного износа целостности в месте заделки гибкого шланга приводного цилиндра правой створки ниши основной стойки шасси.

Таким образом, к аварийной посадке в поле привели несколько факторов. Во-первых, ошибка экипажа в определении фактического положения шасси и створок после отказа «зеленой» гидросистемы.

Во-вторых, ошибка в расчётах необходимого количества топлива без учёта выпущенного шасси, привела к его значительному занижению, и КВС принял необоснованное решение на следование до запасного аэродрома Новосибирск.

В-третьих, как отмечено в отчёте, экипажем не осуществлялся контроль за расходом и остатком топлива, а также имело место неоптимальное распределение рабочей нагрузки в экипаже при усложнении условий полёта, не позволившее ему принять грамотное решение о дальнейших действиях при падении давления в «зеленой» гидросистеме.

Однако в Росавиации подчеркнули, что в тех условиях, в которых находился экипаж уже после ряда допущенных ошибок, решение о выполнении посадки в поле было единственно правильным и грамотным.

По результатам расследования были даны рекомендации. В частности, авиакомпаниям следует провести повторное изучение требований по порядку расчёта топлива в полёте и особенностей расчёта его остатка при различных отказах систем ВС и силовой установки.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (6 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...