Ремоторизованный Ан-2 под двигатель ТВД-10Б будет готов к лету 2025 года

Самолёт Ан-3 с двигателем ТВД-20 / Фото: © Дмитрий Кузьмин, «Споттеры Абакана»

Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА) планирует получить опытный образец самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-10Б к лету 2025 года. Проект направлен на модернизацию самолёта, который до сих пор играет ключевую роль в обеспечении авиасообщения в труднодоступных регионах России.

«СибНИА прорабатывает возможность установки на Ан-2 уже эксплуатирующийся двигатель ТВД-10Б. Опытный образец планируется получить к лету текущего года, после чего можно будет оценивать перспективы проекта», – сообщил ТАСС директор СибНИА Владимир Барсук.

ТВД-10Б разработан Омским моторостроительным конструкторским бюро, это 960-сильный на валу двигатель, который создавался для самолётов Ан-28 и Бе-32. Двигатель был сертифицирован в 1978 году и серийно производился в Польше с 1984-го до начала 90-х. Всего было выпущено около 500 таких двигателей.

Турбовинтовой двигатель ТВД-10Б / Фото: лицензия Creative Commons

Проект модернизации Ан-2 начался в 2010 году, когда СибНИА по контракту с Минпромторгом начал работать над ремоторизацией самолёта. Основной целью было снижение затрат на топливо и повышение надёжности. Установка турбовинтового двигателя Honeywell ТРЕ-331-12 мощностью 1100 л.с. и его адаптация под конструкцию середины ХХ века привели к созданию модификации ТВС-2МС. При этом высокая стоимость двигателя и ограниченные производственные мощности сделали этот вариант менее доступным для массового применения.

С 2011 года производством модернизированных Ан-2 занимается компания «Русавиапром», которая на середину февраля 2025 года выпустила 29 самолётов ТВС-2МС. Фактически на сегодняшний день ТВС-2МС является единственным российским самолётом для малой авиации, который выпускается и используется для коммерческих перевозок. Однако перспективы этого проекта туманны из-за отсутствия сертификации и использования иностранного двигателя.

ТВС-2МС / Фото: © Сергей Долгодворов / sergeydolgodvor.livejournal.com/22950.html

В 2015 году разработка ТВС-2МС была завершена, и Минпромторг совместно с Минтрансом взамен стандартного сертификата типа, который на тот момент не выдавали из-за отсутствия утверждённого регламента, выдали на машину аттестат о годности к эксплуатации. С тех пор эксплуатация самолёта была разрешена на основании этого документа. СибНИА и «Русавиапром» тогда же заключили лицензионное соглашение на серийное производство машины.

Восстановление парка Ан-2 с использованием двигателя ТВД-10Б представляется наиболее рациональным решением для обеспечения авиационной связности в Арктической зоне и труднодоступных регионах Сибири и Дальнего Востока. Самолёт остаётся незаменимым для региональных перевозок, особенно в условиях отсутствия альтернатив. Значительная часть внутрирегиональных пассажирских и грузовых перевозок в России до сих пор осуществляется на этом самолёте.

По словам Владимира Барсука, проект модернизации Ан-2 с двигателем ТВД-10Б не является конкурентом лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал», который который разрабатывает одна из дочерних компаний Уральского завода гражданской авиации. Он отметил, что ремоторизированный Ан-2 может стать временным решением на период задержек с поставками «Байкала». Первые пять самолётов «Байкал» планируется поставить в 2026 году, но для их эксплуатации в арктических условиях потребуется проведение дополнительных испытаний.

Производственные мощности для восстановления парка Ан-2 с ремоторизацией имеются на нескольких площадках в России, включая авиамоторное предприятие «Мотор» в Омске и структуры технического обслуживания ДОСААФ. Учредитель «Мотора» Юрий Петров считает, что при наличии финансирования можно восстанавливать до 50 самолётов в год. Основной задачей является обеспечение запчастями и подготовка квалифицированных кадров для обслуживания модернизированных машин.

Сейчас, до появления альтернативного двигателя, необходимо поддерживать производство запчастей для оригинального АШ-62ИР, чтобы сохранить лётную годность существующего парка Ан-2. Это особенно важно, так как многие самолёты Ан-2 имеют значительный остаток ресурса и могут эксплуатироваться ещё 10-15 лет.

27 февраля в интервью телеканалу «Россия 24» глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил о планах по возобновлению производства двигателей для самолётов Ан-2. «У нас есть проект по возобновлению производства двигателей ТВД-10. Они как раз могут быть использованы для ремоторизации Ан-2 и в дальнейшем модернизации этих самолётов», – сказал он.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (18 оценок, среднее: 4,17 из 5)
Загрузка...