Пять стран считаются наиболее вероятными покупателями российских истребителей Су-57. Перечень опубликовало издание
Китай
Пекин уже разработал и принял на вооружение свой собственный истребитель пятого поколения J-20, но при этом Китай является одним из главных потенциальных покупателей новой российской платформы.
Оценка возможностей Су-57 показывает, что он мог бы дополнить J-20 с точки зрения передовых технологий, которые отсутствуют в китайском самолёте. Например, это всеракурсное управление вектором тяги двигателей, большая боевая нагрузка из десяти ракет во внутренних отсеках, наличие системы направленного инфракрасного противодействия (DIRCM - Directional Infrared Countermeasures System) для ослепления ракет с инфракрасным наведением, специализированные боеприпасы, включая ракеты K-77 и Р-37М, высокоточные управляемые бомбы "Дрель" и гиперзвуковые аэробаллистические ракеты системы "Кинжал".
Военно-морской флот Китая может быть заинтересован в палубном варианте Су-57, т.к. J-20 плохо приспособлен к эксплуатации с авианосца, а морской Су-57 мог бы значительно усилить авиакрыло будущих китайских АУГ. По сообщениям СМИ, в настоящее время палубный Су-57 находится в разработке.
Индия
Индия является самым крупным покупателем всех основных российских и советских истребителей с начала 1960-х годов, от МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25 до МиГ-29 и Су-30МКИ. Российские истребители в настоящее время составляют костяк ВВС Индии с планами увеличения флота до более 300 самолётов Су-30МКИ - самого совершенного на сегодняшний день истребителя Индии. Наряду с быстрорастущим парком пятого поколения соседнего Китая и вероятностью того, что соседний Пакистан приобретёт свои первые истребители пятого поколения в 2020-х годах, Су-57 предоставит Индии значительные возможности и создаст преимущество перед соседями.
В 2007 году Россия и Индия подписали предварительное межправительственное соглашение о совместной разработке истребителя пятого поколения на базе российского ПАК ФА. Индия стала первой и пока единственной страной, участвующей в совместной с Россией разработке высокотехнологичной современной системы вооружения. Проект получил название FGFA и предусматривал включение ряда технологий, разработанных Hindustan Aeronautics Ltd (HAL).
В 2018 году стало известно, что Дели вышел из программы FGFA с объяснением, что российская платформа не отвечает всем требованиям истребителя пятого поколения. Западные СМИ наслаждались фактом прекращения этой программы и писали, что это "последний гвоздь в гроб амбиций российского истребителя следующего поколения".
Позже индийские чиновники заявляли, что программа FGFA продолжается, но тем не менее, сейчас известно, что переговоры по ней не ведутся. После того, как Россия заявила о готовности предложить Су-57 на экспорт и покажет истребитель на авиасалоне в Дубае осенью 2019 года, появилась информация, что ВВС Индии могут закупить Су-57Э напрямую, без совместной разработки и без необоснованных претензий к российским технологиям.
Издание MWM считает, что Индия с большой вероятностью приобретёт Су-57Э и скорее всего, в значительных количествах, однако будет ли это сделано в рамках совместной программы FGFA или в форме простой покупки, покажет время.
Алжир
Разрушительные и безрассудные бомбардировки НАТО соседней Ливии привели к тому, что Алжир стал уделять повышенное внимание усилению своих ВВС, чтобы сдержать потенциальную западную атаку. Эти меры включает в себя закупки систем противовоздушной обороны С-400 и Панцирь-СМ и, согласно некоторым сообщениям, истребители Су-35С для усиления существующего парка самолётов Су-30МКА.
Как и Индия, Алжир имел на вооружении все основные российские и советские истребители начиная с 1960-х годов. ВВС страны не эксплуатируют устаревшие платформы, такие как МиГ-21 и МиГ-23, но предпочитает закупать самолёты четвёртого поколения.
Приобретение Су-57Э является весьма вероятным либо для замены существующих самолётов, либо в рамках усиления боевой мощи ВВС. Но если экономика страны продолжит падать, то ожидать закупок Су-57Э можно не ранее 2030-х годов, когда придёт время обновить парк Су-30МКА. Тем не менее, более ранее приобретение передовой платформы пятого поколения может стать необходимостью, поскольку европейские державы уже говорят о системах шестого поколения, а некоторые покупают самолёты F-35 у Соединенных Штатов.
Су-57Э обеспечил бы Алжир мощным сдерживающим фактором против потенциальной агрессии Запада, поскольку его ударные возможности как по воздушным, так и по морским и наземным целям, могут превзойти всё, что есть на вооружении в европейских странах.
Вьетнам
Первые сообщения о том, что вооруженные силы страны планируют приобрести от 12 до 24 истребителей Су-57 в период с 2030 по 2035 годы, появились в середине 2017 года во вьетнамской газете Dat Viet. Сообщалось, что они могут заменить часть существующего в стране парка самолётов Су-27 и Су-30, которые в настоящее время формируют три из четырёх полков ВВС страны наряду с одним полком истребителей Су-22М3/М4. Подтверждения таких намерений появились в начале января 2019 года.
Вьетнам, также как и Индия, является одним из крупнейших покупателей советской и российской техники, созданной ещё во времена холодной войны. Были приобретены истребители МиГ-21 и МиГ-23, чтобы сбалансировать возможности соседнего Китая. В настоящее время вьетнамские ВВС имеют в своём составе устаревшие истребители Су-22 и Су-27, а также многофункциональные Су-30. Быстрорастущая экономика страны и тот факт, что Вьетнам в настоящее время качественно уступает в воздухе новым истребителями китайских ВВС, таким, как J-20, Су-35С и J-11D, необходимость сохранения паритета с соседом делают весьма вероятным приобретение Су-57Э.
Истребитель пятого поколения, оснащённый гиперзвуковыми аэробаллистическими ракетами, обеспечит возможность ответного удара по авиабазам, надводным кораблям и военным объектам потенциального агрессора. Поэтому приобретение Вьетнамом новейшей российской платформы является весьма вероятным.
Турция
Планы Турции в отношении Су-57 остаются крайне неопределенными, поскольку в отличие от других потенциальных покупателей, Анкара уже очень давно имеет в составе своих ВВС боевые самолёт западного производства, а кроме того, является членом НАТО. Тем не менее, страна проявляет всё большую готовность обратить внимание на других производителей военной техники, когда американские и европейские поставщики не в состоянии обеспечить своего союзника системами сопоставимого качества. Здесь можно отметить намерение приобрести российские ЗРС С-400 и крупные закупки южнокорейских боевых танков K2 Black Panther.
Угрозы со стороны Соединённых Штатов прекратить партнёрство Турции в программе истребителей F-35 и наложить экономические санкции за приобретение российской системы С-400, могут заставить президента Эрдогана обратиться к России с предложением купить Су-57Э. С середины 2018 года турецкие СМИ неоднократно подчеркивали возможность покупки, а это поставит под большое сомнение продолжение производства компонентов F-35 в Турции в сегодняшнем масштабе.
Су-57 обладает рядом преимуществ перед F-35. Наряду с огромным превосходством в скорости, высоте полёта, боевой нагрузке и манёвренности, российский истребитель может нести во внутренних отсеках более мощные и дальние ракеты "воздух-воздух" и "воздух-поверхность". Такие системы как DIRCM против ракет с инфракрасными головками самонаведения особенно ценятся на Ближнем Востоке, где ПЗРК с инфракрасным наведением широко используются террористическими группами.
Если Турции всё же получит F-35, то это будет самолёт «пониженной версии» из-за американских ограничений на программное обеспечение истребителя. Это делается, чтобы гарантировать превосходство Израиля, и такие действия союзника по НАТО будут только способствовать привлекательности Су-57 в качестве альтернативы. Однако приобретение Су-57Э, приведёт к дальнейшему отчуждению Анкары от США и других стран Северо-Атлантического блока, чего в Турции стремится избежать, и страна будет всеми способами поддерживать связи с НАТО.
Подготовлено по материалам