Одной из проблем отечественного гражданского авиастроения было принято считать отставание от ведущих мировых держав в создании эффективных авиадвигателей. Причина, по которой двигатели становились "слабым звеном", носила системный характер: многие годы подряд работы по созданию нового поколения двигателей стартовали с отставанием от разработки собственного летательного аппарата, что приводило к введению этапности при реализации проектов. Как следствие, перспективные самолёты и вертолёты получали в качестве переходных существующие серийные двигатели, что не позволяло достичь заявленных характеристик, в полной мере реализовать потенциал летательных аппаратов, снижало их конкурентоспособность и коммерческую привлекательность.
О новых подходах Объединённой двигателестроительной корпорации в ходе первого заседания Авиационной коллегии при Правительстве РФ рассказал генеральный директор ОДК Александр Артюхов. Об этом сообщает
ОДК столкнулась с этой проблемой при реализации проекта двигателя ПД-14 для перспективного магистрального самолёта МС-21. Сложившаяся ситуация потребовала пересмотра подходов к разработке новых продуктов. Отныне ставка делается на создание базовых газогенераторов, которые получат самые современные технические и технологические решения. В дальнейшем, исходя из потребностей самолёто- и вертолётостроителей на их платформе будут создаваться двигатели с необходимыми параметрами. Этот подход, по мнению руководителя ОДК, позволит не только гармонизировать сроки разработки авиадвигателей и летательных аппаратов, но и обеспечит достижение запланированных характеристик в полном объёме, а также повысит конкурентоспособность продукции и поможет в целом снизить технические риски при реализации проектов.
Ключевой проект, который сегодня реализует ОДК, - создание двигателя ПД-14 для среднемагистрального самолёта МС-21. Глава ОДК подчеркнул, что в ходе реализации этой программы внедрены 16 базовых критических технологий, позволивших достичь параметров двигателя современного уровня. "В настоящее время осуществляется производство опытных двигателей, 12 уже изготовлено. Проводится комплекс доводочных испытаний, в том числе с имитацией реальных условий эксплуатации. Подтверждены заявленные технические характеристики двигателя", - поделился А.Артюхов.
В рамках этого же проекта также создаётся мотогондола. Руководитель корпорации отметил, что ранее её разработка, как правило, оставалась в компетенции разработчиков самолёта. По словам А.Артюхова, созданный газогенератор ПД-14 - базовый. На его основе в минимальный срок и с минимальными рисками можно разработать авиадвигатели различного назначения: как для вертолёта, так и для самолёта гражданского или военного применения.
Ещё одна из приоритетных задач российского двигателестроения - создание двигателя большой тяги 35-40 тонн с возможностью установки на современные дальнемагистральные широкофюзеляжные воздушные суда. "В настоящее время в рамках НИОКР по этой программе создаётся необходимый задел, разработано восемь ключевых базовых технологий, создана инфраструктура, - рассказал А.Артюхов. - Реализация проекта позволит существенно расширить возможности отечественных разработчиков самолётов по формированию облика воздушных судов различного назначения: пассажирских, транспортных и военно-транспортных".
Александр Артюхов отметил, что успешное завершение всех новых проектов будет способствовать решению задач повышения конкурентоспособности и коммерческой привлекательности летательных аппаратов с отечественными двигателями. В среднесрочной перспективе базовыми будут газогенераторы и двигатели ПД-14 и ТВ7-117. В долгосрочной к ним добавятся ПД-35 и перспективный вертолётный двигатель (ПВД).