Новая система предупреждения столкновений в воздухе основана на исследованиях русского математика

Фото © Mike Kelly / http://www.boredpanda.com/air-traffic-photos-airportraits-mike-kelley/?page_numb=1

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) рекомендует принять новые правила, позволяющие воздушным судам использовать систему ACAS Xa для предотвращения столкновений в воздушном пространстве Европы. Об этом пишет издание FlifhtGlobal.com.

Концепция системы предотвращения столкновений в воздухе ACAS II (Airborne Collision Avoidance System), реализованная оборудованием TCAS (Traffic alert and Collision Avoidance System), представляет собой БРЭО, функционирующее независимо от системы управления воздушным движением (УВД) и является средством безопасности для снижения риска столкновений в воздухе. ACAS II отслеживает самолёты в окружающем воздушном пространстве по ответам их транспондеров УВД. Если система диагностирует риск приближающегося столкновения, она выдаёт разрешающую рекомендацию (Resolution Advisory, RA) лётному экипажу, которая указывает пилотам, как следует скорректировать вертикальную скорость, чтобы избежать столкновения с воздушным судном, следующим на том же эшелоне.

Опыт, эксплуатационный мониторинг и имитационные исследования показали, что при своевременном и точном выполнении рекомендаций, значительно снижается риск столкновения в воздухе. После разработки в конце 2000-х годов система TCAS версии 7.1 стала обязательной для установки на всех гражданских самолётах с максимальной взлётной массой более 5700 кг или с конфигурацией салона более 19 пассажирских кресел.

С середины 2000-х годов ведутся исследования и разработка нового подхода к предотвращению столкновений в воздухе с использованием последних достижения в области динамического программирования и других компьютерных технологий, которые были недоступны на момент первой разработки TCAS. Эта методология известна как ACAS X и её вариант ACAS Xа предназначен для авиации общего назначения.

EASA подготовило официальное заключение, поддерживающее использование ACAS Xa и предотвращающее ограничение полётов самолётов, оснащённых этой системой. Документ в ближайшее время будет представлен Европейской комиссии на рассмотрение.

ACAS Xa совместима с TCAS 7.1, но в отличие от последней, которая полагается исключительно на запросы транспондеров для определения и прогнозирования положения самолётов, ACAS Xa не использует жёстко запрограммированные правила, применяя вместо этого вероятностную модель воздушного пространства. Система обнаруживает угрозы с помощью математического моделирования последовательного принятия решений в ситуациях, где результаты частично случайны, а частично зависят от лица, принимающего решения, – так называемого марковского процесса принятия решений.

Название этот метод получил по имени российского математика Андрея Маркова (14.06.1856 – 20.07.1922), известного своими работами о случайных процессах. Модель формируется, используя статистическое представление о вероятном будущем положении самолёта, представляющего опасность, для определения наилучшего алгоритма действий. Рекомендации основаны на предполагаемом риске и отфильтровывают RA там, где этот риск низок.

ACAS Xa имеет решающее значение для развития новых концепций воздушного пространства, как в Европе, так и в США, позволяя сократить интервалы между самолётами. TCAS несовместима с такими концепциями, поскольку будет генерировать слишком много ненужных предупреждений. Установка ACAS Xa не будет обязательной. EASA подчёркивает, что операторы по-прежнему должны иметь возможность выбора между Xa и TCAS 7.1. Агентство также отмечает потенциал других вариантов системы, таких как ACAS Xo для параллельных заходов на посадку с малым интервалом, ACAS Xr для вертолётов и ACAS Xu для беспилотных летательных аппаратов.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...