В 2021 году на олимпиаде школьников «Шаг в будущее» победителем стала старшеклассница из Екатеринбурга Ксения Мелешкина. Благодаря своим высоким результатам она без вступительных экзаменов поступила в Московский авиационный институт на специальность «Авиастроение. Компьютерный инжиниринг (CAE-технологии) в авиастроении».
С детства Ксения занималась танцами, пела, ходила в секцию плавания, играла в настольный теннис, но однажды она попала на Уральскую проектную смену в Образовательный центр «Сириус», где увлеклась 3D-моделированием и разводкой плат.
Увлечение стало практически смыслом её жизни. Девушка посетила много научных смен, и каждый раз был новый проект. В 2018 году ребята создавали нейроаромастимулятор – устройство на основе аромамасел, воздействующее запахом на процесс укрепления памяти. В этом же году Ксения с товарищами разработала систему контроллеров для отслеживания реабилитационной терапии плечевого, локтевого и лучезапястного суставов.
В 2019 году она принимала участие в международном форуме когнитивных нейронаук Cognitive Neuroscience. Тогда на площадке собрались около 300 учёных из разных стран – России, Японии, Германии и ближнего зарубежья. Девушка представила проект, отслеживающий психическое состояние человека по движению глаз.
А в 2020 году команда стала победителем итоговой конференции в ОЦ «Сириус» с проектом «Роботизированное устройство перемещения в водном пространстве для произведения измерений состояний водоёмов». В 2021 году на январской смене команда с Ксенией Мелешкиной разработала бионический протез руки с использованием гибких материалов и анатомическим строением кисти.
Уже тогда девушка чётко знала, что хочет поступить в Московский авиационный институт. За её плечами победа в олимпиаде «Технологическое предпринимательство» по направлению «Авиастроение», статус призёра открытой межвузовской олимпиады школьников Сибирского Федерального округа «Будущее Сибири». А также участие в разработке и испытаниях резервированной системы воздушных сигналов БПЛА самолётного типа под руководством главных конструкторов Уральского завода гражданской авиации.
Сейчас Ксения Мелешкина учится на втором курсе в институте № 9. Параллельно с учёбой она преподаёт детям робототехнику, так как помнит, что интерес зарождается с раннего возраста.
Мы обратились в отдел по связям с общественностью МАИ с просьбой взять у Ксении блиц-интервью, на что девушка охотно согласилась и ответила на вопросы главного редактора сайта «Авиация России» Андрея Величко.
– Ксения, что стало толчком в вашем крутом развороте от занятий искусством и спортом к высокотехнологичным сферам деятельности? В каком классе вы тогда учились и проявляли ли интерес к физике и математике?
– На свою первую проектную смену я поехала в январе 2018 года, будучи в 8 классе. Тогда я практически ничего не умела. У меня были базовые знания по математике и физике, но о 3D-моделировании я совершенно ничего не знала. Мне помогал мой наставник по проекту, Фомин Всеволод Андреевич, сейчас он ассистент кафедры Теоретической механики УрФУ.
Мне очень понравилась эта сфера и я начала самостоятельно изучать и углубляться в эту область. В 10 класс я пошла в СУНЦ УрФУ на физико-технический профиль обучения. Новая школа дала мне сильный толчок в направлении своего развития.
– Ещё школьницей вы участвовали в серьёзных и сложных научных разработках. Расскажите о своём вкладе в эти работы, что они вам дали?
– Во всех проектах я участвовала в качестве инженера-конструктора, занималась проектированием моделей корпусных элементов, которые впоследствии изготавливались с помощью аддитивных технологий.
– Почему вы выбрали именно МАИ? Какое событие оказало наибольшее влияние на ваш выбор? Откуда у вас появился интерес к авиации?
– Я считаю, что сейчас авиация достаточно перспективное направление. В детстве я очень боялась летать на самолётах, со временем, у меня этот страх прошёл, так как я начала разбираться в физических процессах, явлениях и стала примерно понимать как я всё устроено.
Самым сильным толчком в выборе будущей специальности стала победа в олимпиаде «Технологическое предпринимательство» по направлению «Авиастроение». Для участия в этом мероприятии меня родители специально везли в соседний город, так как в Екатеринбурге не было точки проведения. Когда я ехала на эту олимпиаду, я знала, что должна выложиться на максимум. Не зря же мы всей семьёй встали в 5 утра, чтобы проехать эти 350 километров.
– Вы выбрали в МАИ авиастроительную специальность. Расскажите подробнее, кем вы будете по окончании университета, где бы хотели работать и чем заниматься?
– После выпуска я буду инженером-прочнистом. Мечтаю на последующих курсах обучения устроиться в успешное конструкторское бюро в качестве инженера-конструктора и заниматься разработкой интересных проектов, работая с лучшими инженерами, а также решать задачи, стоящие перед экономикой нашей страны.
– Как вы представляете себе будущее авиастроения? Чего бы вы хотели добиться в своей будущей карьере?
– Как я уже сказала, авиация очень перспективная отрасль промышленности, особенно в такое непростое время. Думаю, что наступает новая эра отечественного самолётостроения. И я хочу буть частью этого.
Хочу быть человеком, который создаёт условия для устойчивого освоения нашей планеты, руководствуясь экологической безопасностью, социальной ответственностью и экономической целесообразностью.
– Спасибо за интервью, Ксения! Успехов вам в обучении и будущих конструкторских разработках.
– Спасибо!
В МАИ нам пояснили, чтобы при поступлении в университет получить от 5 до 10 балов к ЕГЭ, учащиеся 10–11 классов должны быть победителями конкурса проектных работ в рамках секции «Юный учёный» конференции «Гагаринские чтения» МАИ, которая проходит в апреле, осеннего конкурса МАИ и СоюзМаш «Я — конструктор будущего» для учеников 7–11 классов, зимней олимпиады по авиации МАИ и ПАО «Сухой» и осенне-зимней Международной технической олимпиады МАИ «Траектория взлёта».