Ка-25 – первый советский боевой вертолёт

Фото: лицензия Creative Commons

20 июня 1961 года совершил первый полёт вертолёт Ка-25. Он состоял на вооружении Военно-морского флота СССР около 30 лет, а также широко использовался в гражданских целях. Ка-25 был создан в конце 1950-х годов в конструкторском бюро по вертолётостроению под руководством авиаконструктора Николая Камова.

Николай Ильич Камов (1902–1973) окончил Томский технологический институт в 1923 году. В 1924–1927 гг. работал в мастерских «Добролёта», а позднее был принят в конструкторское бюро Д.П. Григоровича. В 1929 году Н.И. Камов вместе с Н.К. Скржинским разработал первый автожир КАСКР-1 «Красный инженер» – летательный аппарат, похожий на вертолёт, использовавший для создания подъёмной силы свободновращающийся в режиме авторотации несущий винт. В 1940 г. Н.И. Камов был назначен главным конструктором КБ по вертолётостроению, позднее получившего его имя.

Ка-25 представлял собой вертолёт палубного базирования с соосным размещением несущих винтов. Оснащался двумя газотурбинными двигателями ГТД-3Ф мощностью 900 л.с. разработки Омского моторостроительного КБ. Впоследствии мощность этих двигателей была признана недостаточной, и с 1972 года вертолёты стали оборудоваться двигателями ГТД-3М мощностью 1000 л.с. . Вертолёт Ка-25 мог выполнить посадку на палубу корабля при боковой и килевой качке 10° и 3°, соответственно, и при скорости ветра 18 м/с. Кроме того, он мог совершить посадку на воду с помощью вмонтированных в стойки шасси многосекционных баллонет, которые заполнялись сжатым воздухом из баллонов за несколько секунд.

Вертолёт имел следующие основные характеристики: взлётный вес – 7200 кг, крейсерская скорость – 195 км/ч, максимальная скорость – 220 км/ч, дальность полёта – до 650 км, практический потолок – 4000 метров. Экипаж состоял из двух пилотов, полезная нагрузка – 12 пассажиров или 1300 кг груза.

Ка-25 серийно производился в 1965–1973 годах на авиационном заводе № 99 в г. Улан-Удэ. Всего было выпущено около 460 машин в 18 модификациях. Базовой моделью являлся Ка-25ПЛ (противолодочный). Он предназначался для поиска и уничтожения атомных подводных лодок противника.

Фото: лицензия Creative Commons

Кроме того, на вооружении Военно-морского флота СССР находился Ка-25Ц – вертолёт целеуказания. В его носовом обтекателе была установлена радиолокационная станция (РЛС) кругового обзора и автоматическая система передачи данных. Эта модель могла патрулировать акваторию на расстоянии до 200 км от корабля базирования и выполнять радиолокационный дозор и поиск цели на дистанции до 250 км. Данная модификация также использовалась для фиксации координат падения головных частей при испытаниях межконтинентальных баллистических ракет.

Ка-25БТ (буксировщик трала) применялся для разминирования акваторий от различных мин путём траления. В 1974–1975 годах, после окончания арабо-израильской войны, советские Ка-25БТ участвовали в международной операции по разминированию Суэцкого канала.

Вертолёты Ка-25 широко использовались и в гражданских целях. Для перемещения различных грузов в труднодоступной, лесисто-болотистой местности был создан «воздушный кран» – Ка-25К. В носовой части воздушного судна снизу была установлена специальная кабина для лётчика-оператора погрузки. Используя систему крепления и выпуска троса, Ка-25К мог транспортировать на внешней подвеске крупногабаритные грузы весом до двух тонн, а внутри фюзеляжа – до 1,5 тонн.

Всепогодный противолодочный вертолёт Ка-25

Кроме того, модификации Ка-25 использовались в сельскохозяйственных работах. Также был создан санитарный вертолёт, который мог транспортировать до четырёх пострадавших в лежачем положении.

Вертолеты Ка-25 послужили и делу освоения космического пространства. В 1968-1970 одах четыре Ка-25ПС (поисково-спасательный) участвовали в поисках в акватории Индийского океана спускаемых аппаратов беспилотных кораблей «Зонд-5» и «Зонд-8», вернувшихся на Землю после облёта Луны.

За создание вертолёта Ка-25 Николаю Камову была присуждена Государственная премия СССР. В дальнейшем на основе Ка-25 был создан многофункциональный гражданский вертолёт Ка-26, а для ВМФ – новый противолодочный Ка-27.

С.Х. Шамсутдинов,
Российский государственный архив научно-технической документации (РГАНТД)

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...