К 30-летию первого полёта фронтового бомбардировщика Су-34

Фото © "Авиация России"

18 декабря 1993 года состоялся первый полёт многофункционального истребителя-бомбардировщика Су-34, разработанного в ОКБ Павла Сухого. Этот самолёт объединил в себе качества фронтового бомбардировщика и истребителя.

Проект разработки Су-34 начался в 1980 году, когда в ОКБ Сухого приступили к созданию ударного варианта истребителя Су-27. Тема получила индекс 10Ш (Су-27Ш), а с 1983-го – 10Б (Су-27ИБ). В качестве основы был взят двухместный учебно-боевой самолёт Су-27УБ.

В 1983 году полного понимания того, что должен представлять собой ударный самолёт на базе Су-27, не было даже у заказчика – минобороны и руководства ВВС. В результате, этап взаимной увязки требований к самолёту затянулся до 1986 года.

Компоновка СКЭМП – Supersonic Cruise and Maneuver Prototype

В 1983-84 годах в ОКБ Сухого продолжались активные проектные работы по ударным вариантам Су-27. Так был предложен «футуристический» проект глубокой модернизации Су-27: бомбардировщик 10Е (Су-34), выполненный по компоновке СКЭМП – Supersonic Cruise and Maneuver Prototype (крыло типа F-16XL), а немного позднее – проект разведчика 10Р, но эти предложения не заинтересовали ни министерство обороны, ни МАП.

В 1986 году по инициативе генерального конструктора Михаила Симонова тандемная компоновка размещения экипажа была заменена на вариант «рядом» – кабина стала похожа на кабину двухместного самолёта большей размерности. Проекту присвоили заводской шифр 10В, а его руководителем был назначен Роллан Мартиросов.

19 июня 1986 года вышло постановление Совмина СССР, которое стало официальным основанием разработки нового фронтового бомбардировщика. А 15 октября соответствующий приказ выпустило Министерство авиационной промышленности, в соответствии с которым ОКБ Сухого официально получило задание на разработку Су-27ИБ.

Первый предсерийный самолёт с шифром 10В-2 в штатной конфигурации строился Новосибирском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова. Его завершили в конце осени 1993 года. Первый полёт был выполнен 18 декабря экипажем в составе лётчиков-испытателей Игоря Вотинцева и Евгения Ревунова. По инициативе Михаила Симонова ему буквально в тот же день было присвоено новое обозначение – Су-34.

Игорь Вотинцев вспоминает свои впечатления от первого полёта на Су-34: «Это был незабываемый момент. Мы чувствовали себя частью истории, частью команды, которая создала этот потрясающий самолёт. Су-34 демонстрировал потрясающие лётные характеристики и показал свой потенциал в воздухе. Я гордился, что мне доверили возможность испытать эту машину».

Владимир Михайлов, который курировал производство Су-34 на заводе, также вспоминает этот период: «Мы столкнулись с множеством технических и организационных сложностей, но благодаря нашему труду и упорству, мы смогли достичь успеха. Су-34 стал новым витком в развитии российской авиации, и я горжусь, что был частью этого процесса».

В 90-х годах из-за хронического недофинансирования работы по доводке самолёта шли трудно. Госиспытания Су-34 удалось начать только в декабре 1996-го. ОКР по теме 10В в эти годы в ОКБ Сухого оставались практически единственной, финансирование которой продолжалось со стороны государства.

Ситуация улучшилась лишь после 2008 года, когда был заключен первый многолетний контакт на поставку самолетов Су-34 для ВВС России. Госиспытания Су-34 завершились в апреле 2011 года, и указом Президента России от 18 марта 2014 года самолёт был принят на вооружение. Серийный выпуск Су-34 в Новосибирске продолжается.

Сегодня Су-34 является одним из ключевых элементов российских Воздушно-космических сил. Его многофункциональность и высокие технические характеристики делают незаменимым в выполнении задач по уничтожению укреплённых районов, скопления военной техники и живой силы вооружённых формирований Украины в зоне СВО и тылу противника.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (12 оценок, среднее: 4,67 из 5)
Загрузка...