Ил-96-500Т будет перевозить части ракет на Восточный

Авиационный комплекс им. Ильюшина разработал эскизный проект транспортного самолёта Ил-96-500Т с надстройкой на фюзеляже для перевозки негабаритных грузов, таких как элементы тяжёлых ракет "Ангара" на космодром Восточный. Эскизное проектирование было завершено в 2018 году при Алексее Рогозине.

Предпосылками для создания самолёта Ил-96-500Т стали изделия перспективной ракетно-космической техники (РКТ) и география их транспортировки. Выбор параметров средств авиационной доставки изделий РКТ основывается на массогабаритных характеристиках элементов космического ракетного комплекса тяжёлого и сверхтяжёлого классов, дальности типовых маршрутов транспортировки изделий с заводов-изготовителей на космодром и требования к их вибронагружению и защите от атмосферного воздействия в процессе транспортировки.

Предполагается, что основные маршруты доставки изделий РКТ должны проходить между Москвой, Санкт-Петербургом, Самарой, Омском и космодромом "Восточный". Максимальное расстояние на этих маршрутах не превышает 6000 км, в то время, как с нагрузкой 80 тонн самолёт сможет преодолеть расстояние более 4300 км. Объектами транспортировки могут быть: система аварийного спасения пилотируемого транспортного корабля (ПТК) массой 4,7 т., ПТК без ракетного блока аварийного спасения, сухая масса 12,9 т. и универсальный ракетный модуль массой 33,1 т. длиной 41,6 м и диаметром 4,1 м.

"Выбранные ширина и высота грузовой кабины Ил-96-500Т обеспечит перевозку 100% уникального неделимого груза, представленного на рынке. При этом габариты грузовой кабины позволят перевозить широкую номенклатуру и перспективных грузов", - пояснили в ПАО "Ил".

В качестве примера того, что можно будет перевезти внутри фюзеляжа новой модификации Ил-96, в "Ильюшине" указали универсальный ракетный модуль, используемый в ракетах семейства "Ангара", головной обтекатель тяжёлого носителя "Ангара-А5В", пилотируемый космический корабль или его система аварийного спасения.

Конструктивно предлагаемая модификация отличается от других версий Ил-96 увеличенной верхней частью фюзеляжа, где появится надстройка, откидной головной частью через которую происходит загрузка, дополнительными опорами в передней части самолёта и выдвижным грузовым трапом. В отличии от Ан-124 головная часть при загрузке будет отводиться в сторону, а не откидываться вверх.

На Ан-124 исключена возможность перевозки элементов ракетоносителей сверхтяжёлого класса и контейнеров с перспективными космическими аппаратами. Парк самолётов стремительно стареет, из-за ряда негативных факторов стоимость лётного часа растёт, серийное производство самолётов завершено 15 лет назад, разработчик и производитель двигателей - иностранный, прекративший партнёрские и деловые отношения с Россией.

В силу перечисленных причин, перевозка перспективных космических грузов на самолёте Ан-124 проблематична. Несмотря на выдающуюся грузоподъёмность "Руслана", он, как и другие самолёты высокопланы, ориентированные на перевозку промышленного нефтяного и энергетического оборудования, а также бронетехники и других систем вооружения, плохо приспособлен для перевозки ступеней РН, разгонных блоков и других относительно лёгких, но габаритных изделий РКТ. Перспективы его модернизации за счёт увеличения поперечного сечения грузовой кабины малоперспективны и потребуют больших финансовых и временных затрат.

Мировой опыт авиакосмических перевозок включает самолёты серии "Guppy", которые выполнили 85% всех перевозок по программе "Saturn/Apollo", а по окончании программы использовались в перевозках по программе "Space Shuttle". Самолёты Airbus A330-600ST "Beluga" используются как для перевозки элементов авиалайнеров А320 и А380, так и для авиационной транспортировки модулей МКС по заказу Европейского космического агентства. Самолёт Boeing B747-400LCF разработан, как средство конкурентной борьбы с Airbus за рынки сбыта широкофюзеляжных лайнеров большой дальности Boeing B787.

Из отечественного опыта АК им. Ильюшина обратило внимание на доработанный тяжёлый бомбардировщик 3М с верхним расположением транспортируемого груза по программе МКС "Буран". В "Ильюшине" пришли к выводу, что верхнее расположение груза может привести к его повреждению при транспортировке в сложных метеоусловиях, например градом. Также существенное негативное значение имеет длительность процесса установки груза на самолёт, составлявшего более суток, для чего было разработано громоздкое подъёмно-козловое уствройство грузоподъёмностью 50 тонн.

Таким образом, зарубежный и отечественный опыт показывает, что оптимальным решением для транспортировки изделий РКТ тяжёлого и сверхтяжёлого класса, а также других негабаритных грузов является разработка нескольких экземпляров специализированных самолётов-носителей на базе одного из существующих пассажирских самолётов с низким расположением крыла.

Опыт также показывает, что самолёты, созданные для транспортировки уникальных грузов РКТ в рамках одной программы, нередко используются для перевозки широкой номенклатуры сторонних грузов. А перевозка авиакосмических грузов внутри грузового отсека обеспечивает комфортные условия, необходимые для доставки большой номенклатуры высокотехнологичной продукции на межконтинентальные расстояния вне зависимости от погодных условий, что экономически оправдывает создание парка специализированных средств авиационной доставки.

Всего в "Ильюшине" планируют выпустить с 2026 по 2034 год 16 новых транспортных самолётов. Шесть из них предполагается передать Минобороны РФ, шесть через лизинговую компанию "Ильюшин финанс" - коммерческим заказчикам, ещё четыре будут построены в интересах Роскосмоса и российско-китайской кооперации по широкофюзеляжному дальнемагистральному самолёту CR929.

"Госкорпорация "Роскосмос" заинтересована в начале производства и эксплуатации самолёта Ил-96-500Т, который предназначен для транспортировки частей ракетно-космической техники на космодром Восточный. Роскосмос надеется, что компания "Ил" способна создать этот самолёт в заявленные сроки", - сказали в Роскосмосе.

Себестоимость опытного самолёта, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, подготовку производства, испытания и сертификацию, оценивается в 30,3 млрд рублей. Себестоимость серийного самолёта при серии от пяти единиц - в 12 млрд рублей, период окупаемости при коммерческой эксплуатации - 10-12 лет. По расчётам специалистов, реализовать проект можно за пять - семь лет.

С технической точки зрения проект привлекателен тем, что базируется на уже выпускаемом самолёте Ил-96-400. Этот задел, как ожидается, существенно сэкономит время и средства при создании Ил-96-500Т. В качестве силовой установки будут использоваться четыре ТРДД ПС-90А1 с максимальной тягой на взлётном режиме 17400 кгс. Максимальная взлётная масса самолёта составит 270 тонн, масса пустого самолёта - 131 тонна, дальность полёта с нагрузкой 80 тонн - 4360 км, перегоночная дальность - 12100 км.

ПАК ТА — проект тяжёлого транспортного самолёта

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (18 оценок, среднее: 4,89 из 5)
Загрузка...