Создание варианта истребителя МиГ-23 с крылом изменяемой геометрии было задано приказом МАП в феврале 1966 г., однако его проектирование началось еще в мае 1965 г. и велось практически параллельно с проектированием варианта с подъемными двигателями.
Самолет получил заводской шифр 23-11. Для него было спроектировано принципиально новое высокорасположенное высокомеханизированное крыло, консоли которого могли устанавливаться в полете в трех фиксированных положениях, соответствующих углам стреловидности 16, 45 и 72 градуса. Первое использовалось на взлетно-посадочных режимах и при полете на максимальную дальность, второе – для маневрирования на дозвуковых и околозвуковых скоростях, а последнее – для полета с высокой сверхзвуковой скоростью.
На машине 23-11 планировалось применить более мощный двигатель Р27Ф2-300 тягой 9300 кгс и новые боковые регулируемые сверхзвуковые воздухозаборники прямоугольного сечения, новые основные опоры шасси со сложной кинематикой, обеспечивающей достаточную колею несмотря на их уборку в фюзеляж, складываемый подфюзеляжный гребень. Применение крыла изменяемой геометрии позволяло значительно улучшить взлетно-посадочные характеристики по сравнению с истребителями обычной схемы и достичь существенного увеличения дальности и продолжительности полета. По системе вооружения самолеты 23-01 и 23-11 практически не отличались.
Постройка первого опытного экземпляра МиГ-23 (23-11/1) велась опытным производством ОКБ в кооперации с ММЗ «Знамя труда». Как и 23-01, он еще не имел штатной системы вооружения и комплектовался двигателем Р27Ф-300. Сборка самолета завершилась к маю 1967 г., и 26 мая он был перебазирован на ЛИС. Первый полет на 23-11/1 (бортовой номер 231) выполнил 10 июня 1967 г. летчик-испытатель А.В. Федотов. Спустя всего месяц, 9 июля 1967 г., Федотов показал машину с крылом изменяемой геометрии на параде в Домодедово.
В 1968 г. на испытания вышли второй и третий опытные самолеты (23-11/2 и 23-11/3), а в 1969 г. – четвертый (23-11/4). Они уже оснащались двигателями Р27Ф2-300, а два последних – и системой вооружения С-23.
Полеты первых МиГ-23 показали, что на самолете получены качественно новые параметры для легких истребителей в части сокращения взлетно-посадочной дистанции, достижения больших приборных скоростей, дальности и продолжительности полета, обеспечения простоты пилотирования. 30 декабря 1967 г. вышел приказ МАП об организации серийного производства истребителей МиГ-23 на ММЗ «Знамя труда», освоение которого началось в 1968 г.
Поскольку к началу серийного выпуска МиГ-23 новая система вооружения С-23 еще не была доведена, вначале в производство был запущен вариант истребителя МиГ-23С с системой управления вооружением С-21М, заимствованной у самолета МиГ-21С (СМ) и состоявшей из РЛС «Сапфир-21М» (РП-22СМ) и прицела АСП-ПФ. Вооружение включало четыре ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-3С или Р-3Р с тепловыми или радиолокационными головками самонаведения соответственно. Для поражения наземных целей могли использоваться две управляемых ракеты Х-23 с радиокомандной системой наведения, а также неуправляемое ракетно-бомбовое вооружение общей массой до 2000 кг.
Головной серийный истребитель МиГ-23С (23-11/5) был поднят в первый полет 28 мая 1969 г. А.В. Федотовым. Производство МиГ-23С осуществлялось в 1969-1970 гг., было построено около 60 самолетов.
Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»