МиГ-23ПД – взлёт/посадка на дистанции до 200 метров

МиГ-23ПД. Фото: архив ОКБ им. А.И. Микояна

Проектирование фронтового истребителя МиГ-23 было задано постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 декабря 1963 г., предусматривавшим создание перспективного истребителя с новой системой вооружения С-23 (должна была включать радиолокационную станцию «Сапфир-23», теплопеленгатор ТП-23, автоматический стрелковый прицел АСП-23 и управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности типа К-23, а также тактические управляемые ракеты «воздух-поверхность» Х-23) и повышенными лётно-техническими характеристиками.

В 1964 г. были уточнены тактико-технические требования к самолёту, в первую очередь в части обеспечения его эксплуатации с коротких или повреждённых взлётно-посадочных полос. Последнему требованию придавалось особое значение, в связи с чем в конструкции самолёта было решено предусмотреть специальные устройства для сокращения длины разбега и пробега, предполагалось, что её удастся уменьшить до 180-200 м.

Внутри фюзеляжа истребителя за кабиной лётчика планировалось установить вертикально два дополнительных подъёмных двигателя РД36-35 тягой по 2350 кгс конструкции ОКБ-36 МАП (главный конструктор П.А. Колесов), которые включались бы только на режимах взлёта и посадки, создавая ощутимую прибавку к подъёмной силе крыла самолёта. Установка дополнительных подъёмных двигателей была в 1966-1967 гг. отработана на экспериментальном самолёте Е-7ПД (23-31), созданном на базе серийного истребителя МиГ-21С.

По аэродинамической компоновке МиГ-23 (23-01) был близок к МиГ-21, у него сохранялось то же среднерасположенное треугольное крыло и горизонтальное оперение. В то же время конструкция фюзеляжа была новой. На самолёте появились новый двигатель – ТРДФ типа Р27Ф-300 тягой 7800 кгс конструкции ОКБ-300 МАП (Генеральный конструктор С.К. Туманский), и боковые воздухозаборники полукруглого сечения, при этом всю носовую часть фюзеляжа могла занять мощная радиолокационная станция.

Постройка опытного экземпляра МиГ-23 с подъёмными двигателями была начата в марте 1966 года и продолжалась в течение восьми месяцев. 30 ноября того же года самолёт был перебазирован на ЛИС ОКБ в Жуковском, где в ожидании поставки лётного экземпляра двигателя Р27Ф-300 началась его наземная отработка. Первый и единственный экземпляр МиГ-23 типа 23-01 не оснащался РЛС и оборудованием командной радиолинии наведения, вместо них устанавливались блоки контрольно-записывающей аппаратуры (КЗА).

МиГ-23ПД на воздушном параде в Домодедово. 9 июля 1967 г. Фото: архив ОКБ им. А.И. Микояна

Не было на самолёте пока и пушки. Первый полёт на опытной машине 23-01 (бортовой номер 23) выполнил 3 апреля 1967 года лётчик-испытатель П.М. Остапенко, а уже 9 июля он демонстрировал взлёт и посадку нового истребителя на авиационном параде в Домодедово. Однако вскоре работы по этому самолёту прекратились.

Ещё до начала испытаний 23-01 стало ясно, что схема истребителя с дополнительными подъёмными двигателями не имеет больших перспектив. Дополнительные двигатели занимали много места в фюзеляже, значительно сокращая грузоподъёмность и полезные объёмы для топлива, а использовались в полёте всего несколько минут. В результате, учитывая требование увеличения дальности и продолжительности полёта, для дальнейшей реализации программы создания истребителя МиГ-23 был принят другой вариант компоновки самолёта, предусматривающий применение крыла изменяемой в полёте геометрии.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...