Выступая 19 сентября на заседании Военно-промышленной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем специального назначения, президент России Владимир Путин заявил, что за 2023 год в Вооруженные силы было поставлено порядка 140 тысяч беспилотных аппаратов различных типов, в 2024 году планируется поставить в войска почти в десять раз больше дронов, чем в предыдущем.
Президент уточнил, что линейка беспилотных систем расширяется, и необходимо последовательно наращивать производство беспилотной техники, повышать её характеристики, внедрять искусственный интеллект, чтобы полностью закрыть потребности армии.
Основная проблема производства БПЛА в России заключается в нехватке линейки отечественных электромоторов разной мощности, из-за чего большинство беспилотных летательных аппаратов приходится оснащать иностранными двигателями. Различают два основных конструктивных типа электродвигателей: коллекторные и бесколлекторные. Они различаются расположением магнитов и обмоток, а также наличием или отсутствием коллекторного узла. Бесколлекторные двигатели, в свою очередь, могут иметь исполнение с внешним или внутренним ротором.
При производстве лёгких БПЛА широкое распространение получили двигатели с внешним ротором. Для более тяжёлых дронов можно использовать и бесколлекторные двигатели с внутренним ротором, они способны выполнить гораздо большую работу, чем коллекторные. Обмотка у КД расположена на статоре, а у БКД – на роторе.
Объединённая двигателестроительная корпорация планирует наладить производство малых поршневых и газотурбинных двигателей, чтобы удовлетворить растущий спрос на беспилотные летательные аппараты в нашей стране, но электродвигатели для ОДК являются слабым местом. В этой связи корпорация планирует привлекать сторонних разработчиков для организации серийного производства их продукции на своих предприятиях.
В России разработкой и производством электромоторов для БПЛА также занимается концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). В Республике Бурятия на площадке Улан-Удэнского приборостроительного производственного объединения идёт серийное производство бесколлекторных электродвигателей для БПЛА и других отраслей промышленности. Ожидаемый объём выпуска – более 1 млн изделий в год. На данный момент У-УППО освоило производство четырёх модификаций бесколлекторных электродвигателей, отличающихся по мощности: «Сарма», «Баргузин», «Хиус» и «Култук». Например, электродвигатель «Сарма» способен поднимать в воздух БПЛА весом до 11 килограммов. В планах компании – освоить выпуск ещё десяти модификаций продукции, а также ассортимент коллекторных двигателей.
В Уфимском университете науки и технологий передовая инженерная школа «Моторы будущего» совместно с ООО «ЭТК» разработали для БПЛА высокоэффективный бесконтактный электродвигатель ЭД-БАС-4950/400. Устройство массой менее 500 грамм при частоте вращения 7800 об/мин развивает мощность 2700 Вт. В ходе лётных испытаний двигатель подтвердил надёжность и готовность к серийному производству. В университете отмечают, что это первая полностью отечественная разработка в данной области и она конкурентоспособна с иностранными аналогичными изделиями.
КБ «Спектр» (Новосибирск) совместно с АО ПО «Север» разработало электродвигатели для FPV-дронов на основе самарий-кобальтовых магнитов, созданных в АО «НПП «Исток». Особенность электродвигателей заключается в их способности работать в условиях аномально высоких температур. Изделия прошли испытания при температурах до +200 градусов.
Самарий-кобальтовые магниты имеют большой предел нагрузки, что расширяет диапазон температур и позволяет летать в условиях жаркого климата Африки или Ближнего Востока, где повышенный температурный режим приводит к тому, что пропеллеры плавятся, двигатели перегреваются и полёты дроны невозможны, говорят в новосибирском КБ. Испытания изделий продолжаются, по их завершению будет разработана линейка электродвигателей, закрывающая потребности всех фронтовых БПЛА.
Калужский электромеханический завод холдинга «Росэлектроника» разработал синхронный электродвигатель широкого спектра применения. Благодаря своей массе, которая составляет не более 3 кг, а также экономичности и надёжности разработка может быть использована при создании БПЛА вертолётного типа.
Среди преимуществ синхронного двигателя перед асинхронным – больший коэффициент мощности и полезного действия, более широкий диапазон регулировки частоты вращения. Его высокая перегрузочная способность позволяет удерживать постоянную частоту вращения независимо от механической нагрузки на вал.
Таким образом, создание электромоторов для БПЛА идёт активно, но широкое использование китайских изделий говорит о том, что пока Россия в этом сегменте имеет существенное отставание, которое необходимо закрывать привлекая к разработкам и серийному производству не только крупные холдинги и корпорации, но и малые частные предприятия и конструкторские бюро.