Барражирующий перехватчик ОКБ Туполева Ту-128

Фото: лицензия Creative Commons

18 марта 1961 года состоялся первый 30-минутный полёт опытного образца тяжёлого барражирующего истребителя-перехватчика Ту-128. Подняли машину в небо лётчик-испытатель ОКБ А.Н. Туполева Михаил Васильевич Козлов и штурман-испытатель ОКБ А.Н. Туполева Константин Иванович Малхасян.

Во второй половине 1950-х США приняли на вооружение авиационные и ракетные комплексы, способные наносить удары практически по всем потенциальным целям в СССР, в том числе выходя на рубеж боевого применения через северные границы страны. Первые советские зенитно-ракетные комплексы С-25 и С-75 ввиду ограниченной дальности действия и малой мобильности могли охранять воздушное пространство лишь в зоне крупных городов и военных объектов. Военно-политическим руководством страны была сделана ставка на создание авиационного комплекса дальнего радиолокационного обнаружения и истребителя-перехватчика, способного перехватывать противника на большом удалении от собственных границ.

В 1957 году командующий авиацией ПВО маршал Е.Я.Савицкий приехал в ОКБ-156 к А.Н.Туполеву и предложил создать перехватчик, подобный самолёту «98» (Ту-24) – прототип реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом, – но оснащённый ракетами «воздух-воздух» и мощными бортовыми радиотехническими средствами, обеспечивающими их использование. В разговоре с Савицким был уточнён ряд вопросов, после чего Туполев поручил начальнику отдела технических проектов С.М. Егеру разработать эту идею более детально.

Фото: лицензия Creative Commons

С 1957 по 1958 годы работы шли фактически в инициативном порядке – на базе проекта бомбардировщика «98» туполевцы компоновали истребитель с ракетами К-24 в составе комплекса Ту-28-24. В этом проекте общая конфигурация самолёта была близка к проектам «98» и «122». Однако в ходе работ вид перехватчика изменился: увеличилась стреловидность передней кромки корневой части крыла, а её задняя кромка стала прямой. В дальнейшем обводы носителя практически не менялись.

После подготовленного в 1958 году технического предложения появилось обозначение Ту-28, в ОКБ Туполева все работы по самолёту велись под шифром «128». Министерство обороны одобрило тему перспективного истребителя-перехватчика, и работы уже продолжались на «законном» основании. Эскизный проект был готов в 1959 году, спустя год построили опытный самолёт, а испытания основных систем, включая РЛС «Смерч», началось на летающих лабораториях.

Барражирующий перехватчик Ту-28 предполагалось оснастить двумя двигателями АЛ-7Ф-2 конструкции A.M. Люльки или с ВД-19 конструкции ОКБ-36 В.А. Добрынина в случае их готовности.

Главному конструктору ОКБ-339 Фёдору Волкову предстояло разработать практически новую РЛС, получившую название «Смерч». Примерно в то же время А.И. Микоян выдал техническое задание на разработку РЛС для нового
истребителя МиГ-25П. На предприятии возникла сложная обстановка. Практически одновременно нужно было разработать три РЛС: «Орёл» для ОКБ Яковлева, «Смерч» для Туполева и «Смерч-А» для Микояна. В этой сложной обстановке Волков поступил очень разумно: он решил максимально унифицировать РЛС для А.Н. Туполева и А.И. Микояна и разрабатывать их на базе самой современной РЛС того времени – «Ураган-5Б».

Для вооружения перехватчика Туполев предложил использовать ракету К-80 с радиолокационной и тепловой головками самонаведения, разрабатываемую главным конструктором ОКБ-293 Матусом Бисноватым. Согласно постановлениям, перехватчик следовало предъявить на заводские испытания в I квартале, а на государственные – в IV квартале 1960 г. В марте 1962 года начались совместные государственные испытания, включавшие перехваты самолётов-мишеней. Ту-128 прошёл госиспытания в 1964 году.

Фото: лицензия Creative Commons

Особенностью Ту-128 стал большой радиус действия. Это позволяло вынести рубеж перехвата на расстояние до 1500 км, не допуская пересечения бомбардировщиками или самолётами-снарядами границы страны. В зоне ожидания воздушных сил противника перехватчик мог барражировать 3-3,5 часа. Благодаря большой дальности обнаружения бортовой РЛС не требовался точный вывод самолёта на цель с помощью наземной системы наведения, он мог перехватывать цель и самостоятельно. При автономных действиях требовались лишь отдельные данные о положении воздушных целей. Это позволяло применять его в районах, где не было систем автоматизированного наведения.

Впоследствии машина постоянно совершенствовалась в части возможностей РЛС и ракетного оружия, были применены новые двигатели. Всего построено 188 самолётов, включая несколько учебных машин Ту-128УТ. Ту-128 оставались на вооружении до начала 1990-х годов, когда их сменили перехватчики МиГ-31.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...