Даже сейчас во время экономического кризиса и общего спада пассажиропотока аэропорты только Московского авиационного узла перевозят более 5 миллионов пассажиров ежемесячно. Для одних путешествие по воздуху означает радость и положительные эмоции. Ведь впереди заветный отдых, море, новые яркие впечатления. Но для других это тяжёлое психологическое испытание. О том, почему возникает страх полёта и как с ним бороться, «Ленте.ру» рассказал пилот, авиационный психолог и основатель центра по борьбе с аэрофобией «Летаем без страха» Алексей Герваш.
- Почему люди боятся летать? Влияют ли на это авиакатастрофы и другие инциденты, связанные с авиаперевозками?
- Прежде всего отмечу, что нет никакой связи между количеством авиакатастроф и числом аэрофобов. Аэрофобия — психологическое расстройство, которым страдают около 30 процентов людей. Корень аэрофобии — в так называемом дефиците доверия к жизни. В целом люди делятся на две категории. К первой относятся те, для кого мир глобально надёжен и безопасен, несмотря на единичные теракты, катастрофы и прочее. Ко второй — те, кто практически всегда и везде видят угрозу и только в единичных ситуациях чувствуют себя в безопасности. Поэтому ни одна авиакатастрофа не окажет серьёзного психологического влияния на первую группу, но может послужить ещё одним аргументом против путешествия по воздуху для второй.
У людей из второй группы есть несколько иллюзий, которые позволяют им существовать в этом «чудовищно опасном мире». Во-первых, это иллюзия абсолютной безопасности в конкретных местах (например, у себя дома). Улица, автомобили, общественные места «на земле» воспринимаются как относительно безопасные. Другими словами, опасность есть, но либо я «всё и всегда контролирую», либо «если что, я сбегу и спасусь». Люди восполняют дефицит доверия к жизни этими иллюзиями и стремлением к тотальному контролю.
Аэрофобы воспринимают самолёт как источник опасности — место, откуда невозможно вернуться живым и здоровым. А если это всё-таки получилось, то вопреки всему или благодаря счастливому случаю. Кстати, что интересно, среди аэрофобов больше женщин, чем мужчин (соотношение примерно 55 на 45 процентов). При этом женщины намного чаще обращаются за специализированной помощью, стремясь побороть свой страх.
- Существует ли какая-то взаимосвязь между страхом полётов и, например, террористической угрозой?
- Нет таких, кто боится летать только из-за угрозы терактов. Ведь, как ни печально, это может произойти где угодно. Опасность подстерегает нас повсюду. Может кирпич на голову упасть, можно поскользнуться на лестнице. Но это не означает, что надо сидеть дома. Просто в случае с полётом на самолёте у человека отсутствует иллюзия контроля ситуации.
Эксперты установили, что после теракта в США 11 сентября 2001 года действительно наблюдался коллективный стресс и многие стали реже летать между Нью-Йорком и Вашингтоном, предпочитая ездить на автомобиле. При этом многократно увеличилось количество аварий и возросла смертность на дорогах. Подсчитано, что количество жертв страшного теракта в США приближается к 40 тысячам человек. Непосредственно 11 сентября погибли около трёх тысяч человек, а остальные — так называемые «сопутствующие» жертвы, те, кто погиб в результате аварий, которых не должно было произойти.
- Можно ли победить аэрофобию? И если да, то как именно?
- Да, вылечить можно практически любого аэрофоба. Всего у 2 процентов аэрофобов эта проблема находится за гранью психологии, перешла на уровень психиатрии. Но, что интересно, остальные 98 процентов считают, что они как раз и входят в эти 2 процента.
В российском обществе не вполне адекватное отношение к аэрофобам. Их не понимают и не воспринимают их страхи всерьёз. Что говорить — у нас отсутствует культура обращения за помощью к психологам в принципе. Скажем, если в Голландии у человека болит голова или спина, он идёт к врачу и решает свою проблему. В России же большинство сначала займётся самолечением, потом испробует «верные» советы друзей и знакомых, и только если всё это не поможет, обратится за помощью к врачу. Таков наш менталитет. А аэрофобы к тому же особо мнительные и недоверчивые по натуре люди, они тянут до последнего, чтобы не признавать наличие проблемы. Например, подавляют страх алкоголем.
- Но разве это не одно из возможных решений проблемы? Выпил перед полётом пару бокалов вина и прекрасно проспал весь рейс…
- Нет, алкоголь только усугубит страх. Во-первых, спиртное сильно влияет на вестибулярный аппарат. Состояние полёта уже нестандартно для организма, алкоголь же многократно усиливает эти ощущения. Во-вторых, в сознании чётко формируется схема: «я употребляю алкоголь, чтобы устранить себя из этой среды, значит, та ситуация, в которой я нахожусь, опасна». Так человек ещё сильнее на подсознательном уровне формирует связь между опасностью и самолётом, и выбраться из этой ловушки самостоятельно ему всё сложнее.
- Многие боятся зон турбулентности…
- Это лишний раз показывает, что нет никакой связи между аэрофобией и рисками. Самолёт в зоне турбулентности — это стандартная ситуация, к которой абсолютно приспособлен и борт, и экипаж. Многим кажется, что, когда самолёт «трясет», с ними что-то не в порядке. На самом деле это никак не связано с безопасностью полёта. Но страх не поддаётся логике. Мнительный, тревожный человек склонен придумывать, фантазировать и создавать своё собственное «кино», в котором турбулентность — синоним опасности.
Страх полёта — это такой же страх, как клаустрофобия или боязнь высоты и тысячи других фобий. Аэрофобы боятся не из-за того, что не понимают, как и почему летает самолёт. У этого страха психологические причины. И бороться с ними поможет психология, а не только лишь логика и здравый смысл.
- Уделяют ли внимание проблеме аэрофобии сами авиакомпании?
- Сегодня в мире есть около 50 центров по изучению аэрофобии и борьбе с ней. И 40 из них функционируют при крупных авиакомпаниях. Проблема боязни полётов не нова и глубина её очевидна. Крупные перевозчики понимают, что 30 процентов аэрофобов — это сотни тысяч потенциальных пассажиров.
- А как с этим обстоят дела в России?
- Отечественные авиакомпании эту проблему стараются не замечать. В нашей стране существует единственный специализированный центр по борьбе с аэрофобией — «Летаем без страха», где применяется оригинальная психологическая методика. Терапия состоит из двух частей: лекции, беседы, разбор совместных полётов и т.д., а также самостоятельная работа, то есть самостоятельные полёты. В ходе курса обсуждаются индивидуальные причины аэрофобии у каждого пациента, выявляется ошибочное и формируется правильное мышление относительно авиаперелетов, разбираются и корректируются логические цепочки, связанные с восприятием полёта. Мы учим, как справиться с паническим расстройством, страхом, другими проявлениями аэрофобии, как контролировать свои эмоции. Также непременно проводится и обязательный авиаликбез, где просто и понятно рассказывается, как летает самолёт, что его держит в воздухе, что такое турбулентность и многое другое.
У клиентов есть возможность увидеть полёт глазами пилотов — на тренажере Boeing 737, получив объяснение всех происходящих технологических процессов. Также с помощью виртуальной реальности мы можем смоделировать полёт и таким образом подготовиться к нему ещё на земле. Наконец, по желанию организуем совместный полёт, чтобы в реальных условиях проверить свои успехи по борьбе с аэрофобией.
Вторая часть терапии продолжается всю оставшуюся жизнь. Но, как правило, те, кто проходят наш курс, в дальнейшем успешно летают самостоятельно, забыв, что такое страх полёта. Мы помогли уже примерно 7 тысячам человек избавиться от аэрофобии.
- Что делать, если у вас или у вашего соседа приступ паники?
- Как ни банально это звучит, постарайтесь успокоиться. Поймите: волнение перед полётом — это нормально. Тут нет ничего необычного. Ведь полёт на самолёте для нас — нестандартная ситуация. Большинство не летают каждый день. Так что испытывать лёгкое волнение вполне допустимо.
Но аэрофобия — это реальная фобия, а значит, довольно серьёзное расстройство. И вылечить его алкоголем, разговорами с друзьями, советами посмотреть телевизор, послушать музыку или разгадать кроссворд, увы, не получится. Всё это только сформирует «навыки неправильного полёта», когда человек изобретает себе ряд ритуалов и старается неукоснительно следовать им. К таковым относится, например, тщательная проверка того, что мобильный телефон выключен во время взлёта и посадки. Аэрофоб очень серьёзно относится к этой просьбе экипажа и требует от всех окружающих немедленно выключить телефоны и планшеты.
Неужели вы думаете, что безопасность воздушного судна стоимостью 300 миллионов долларов зависит от включенного мобильного?
Самолёт — сложная конструкция, где всё продумано до мелочей и любая система многократно дублируется. Поэтому в идеале во время полёта у человека должно быть такое же ощущение, как, например, при поездке в трамвае.
Мой главный совет: не читать советы дилетантов в интернете, а трезво оценить своё состояние. Относитесь ли вы к 70 процентам обычных людей, которые просто волнуются перед полётом, или всё же попадаете в оставшиеся 30 процентов аэрофобов. Если вы во второй группе, лучше всего обратиться за профессиональной помощью. Стесняться этого не надо.
Беседовала Татьяна Алексеева, Lenta.ru (https://lenta.ru/articles/2016/04/27/aerofobia/)