Совершенством форм  этого самолёта невозможно не восхищаться! Фото (с) Alex S, russianplanes.net/id183767

БРЛС с АФАР нового поколения проходят испытания на ПАК ФА Т-50

Первые образцы радаров нового поколения с активной фазированной решёткой (АФАР) выпущены на Рязанском приборном заводе. Наличие этого элемента в конструкции истребителя является одним из главных признаков его принадлежности к пятому поколению авиационной техники.

На сегодня изготовлено 11 комплектов АФАР. Три из них проходят испытания в составе бортового оборудования истребителей ПАК ФА Т-50.

«Традиционный локатор – это антенна, приёмник, передатчик, – пояснил изданию главный конструктор Научно-исследовательского института приборостроения имени В.В. Тихомирова (НИИПТ), где создавался радар, Анатолий Синани. – В АФАР приёмник, передатчик и антенна - единое целое, объединённое в микромодулях. То есть, каждая маленькая ячейка, а их тысячи, содержит в себе передатчик и приёмник. В антенну «сливается» вся высокочастотная часть локатора. И если раньше, например, вышел из строя передатчик, то самолёт становился слепым, а у АФАР могут быть поражены одна-две ячейки, десяток, сотня, остальные продолжают работать. Антенное поле Т-50 – это около двух тысяч таких ячеек».

Истребитель имеет фронтальную и две боковые антенны, работающие в Х-диапазоне. А также ещё две дополнительные антенны на основе АФАР в L-диапазоне в передних кромках крыла. В результате сектор обзора радара ПАК ФА превышает 200 градусов. Новый локатор может сканировать пространство, в доли секунды перемещая луч в пространстве, селектировать цели, наводить на них оружие, работать как средство радиоэлектронного противодействия.

Одним из самых сложных вопросов при создании АФАР до последнего времени был переход на новый технологический уровень производства, на монолитные СВЧ-модули на основе арсенида галлия. Разработка структуры для них выполнена под руководством академика Жореса Алфёрова.

«Начало производства радаров на основе активных фазированных антенных решёток – это переход в новое измерение или, если хотите, мир, – подчеркнул главный конструктор НИИПТа. – Это решение сложнейшей задачи перехода от кремниевой электроники к гетероструктурам и монолитным СВЧ-микросхемам на основе арсенида галлия, позволяющим объединять в себе несколько ранее самостоятельных приборов. Появление АФАР позволяет реализовать идею сетецентрического ведения боевых действий, когда истребитель становится командным пунктом для наземных войск, систем ПВО, а также группы истребителей».

В модернизацию Рязанского приборного завода под производство АФАР было вложено шесть млрд рублей. Также была проведена модернизация производства на фрязинском предприятии «Исток».

«На сегодня «Исток» уже произвел 25 тыс. приёмо-передающих модулей с заданными характеристиками, – сообщил Анатолий Сенани. – У нас есть новая промышленная технология, которая будет востребована не только в авиации, но и Военно-морском флоте и при разработке новых систем ПВО. Конкретные образцы локаторов в интересах этих направлений уже проходят испытания».

По его словам, сравнивать отечественную АФАР с американскими, стоящими на истребителях F-22 и F-35, трудно, поскольку реальной, а не рекламной информации очень мало и можно судить только по каким-то косвенным признакам. Тем не менее, до введения санкций в отношении нашей страны НИИПТ имел возможность научного обмена данными в области создания АФАР, что позволяет российским конструкторам судить о том, что заложенные и реализованные характеристики отечественной антенны как минимум не уступают, а во многом превосходят аналоги, включая и те, что установлены на самолетах F-22 и F-35.

«Разговоры о том, что отечественный радар с АФАР на подходе и его скоро начнут ставить на самолёты, идут ещё с начала 90-х годов прошлого века, – пояснил военный эксперт Алексей Рамм. – Понятно, что АФАР обязательно должна быть на самолётах пятого поколения, но возможности машин предыдущих поколений она также расширяет. Например, в ВВС Турции радарами с АФАР укомплектованы многоцелевые истребители F-16. За счёт этого турецкий F-16 может получить преимущество в воздушном противостоянии с российским Су-30М2, у которого радар менее функционален».

Научно-исследовательский институт приборостроения имени В.В. Тихомирова (НИИПТ) образован 1 марта 1955 года как филиал Московского НИИ-17 Министерства авиационной промышленности. Основным направлением его деятельности является разработка авиационной радиолокационной аппаратуры. Акционерами НИИПТа являются концерн ВКО «Алмаз-Антей» (56% акций) и КРЭТ (44%), входящий в Госкорпорацию Ростех.

Источник: Ростех (http://rostec.ru/news/4517868)
Фото (с) Alex S, russianplanes.net/id183767

Оцените статью: +1+2+3+4+5
Загрузка...


ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ

НОВОСТИ НАШИХ ПАРТНЁРОВ
Loading...