В России завершён этап испытаний системы предотвращения столкновений и уклонения от препятствий (СПС, DAA – Detect and Avoid) для гражданских беспилотных воздушных судов, разработанной компанией ZALA (концерн «Калашников»). До недавнего времени подобные решения разрабатывались преимущественно для военных платформ, например, «Орлан-10» и «Форпост», где применялись радиолокационные и оптико-электронные комплексы. Новая система стала первой отечественной разработкой, ориентированной на задачи гражданской авиации. Об этом сообщили в пресс-службе ZALA Aero Group.
В ходе испытаний беспилотные авиационные системы ZALA были оснащены дополнительными видеокамерами с машинным зрением. В процессе полёта камеры фиксировали объекты, находящиеся на траектории движения, а встроенные алгоритмы искусственного интеллекта анализировали поступающие данные. Система самостоятельно выбирала оптимальное действие – зависание или снижение скорости, изменение курса, чтобы исключить вероятность столкновения. Точные технические параметры, включая разрешение камер, тип сенсоров и вычислительные мощности, ZALA не раскрывает.
Технология основана на принципах машинного обучения. С каждым полётом система накапливает опыт, повышая точность распознавания и эффективность принятия решений. Это позволяет использовать БВС ZALA в сложных условиях городской среды и на промышленных объектах, где плотность препятствий и динамика воздушного движения существенно выше, чем в открытом пространстве.
По данным Росавиации, к концу 2024 года в России зарегистрировано 116,7 тысяч беспилотных воздушных судов с максимальной взлётной массой от 0,15 до 30 кг. По сравнению с предыдущим годом число БПЛА выросло на 25%. Введение СПС рассматривается как необходимый этап развития инфраструктуры беспилотной авиации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №1701 от 30 ноября 2024 года, до 1 марта 2026 года все пилотируемые воздушные суда и крупные БАС должны быть оборудованы подобными системами.
В компании ZALA считают целесообразным распространение требований по оснащению СПС всех типов беспилотных воздушных судов, эксплуатируемых в воздушном пространстве страны. «Специалисты ZALА уверены, что для повышения безопасности полетов данное требование должно распространяться на все типы БВС, которые эксплуатируются в воздушном пространстве России. Компания продолжает совершенствовать разработку собственных технологий, чтобы сделать полеты БВС максимально безопасными и эффективными», – отмечают в ZALA.
Кабмин РФ утвердил правила оснащения воздушных судов навигационным и связным оборудованием
Россия не является первопроходцем создания и внедрения систем предупреждения столкновений для беспилотной авиации, до последнего времени это направление не имело той динамики развития, которое оно получило после начала СВО, причём военное применение различных типов БПЛА повлекло за собой и быстрое развитие гражданского сектора. Необходимость в таких системах стала очевидной, и России придётся догонять другие страны в этом вопросе.
В Соединённых Штатах СПС развиваются быстрыми темпами, БАС оснащаются мультисенсорными комплексами, в том числе оптическими камерами, лидарами и радарами, идёт интеграция с ADS-B и применение искусственного интеллекта для обработки данных в реальном времени. Федеральное управление гражданской авиации требует оснащения дронов определённых категорий DAA-системами для полётов за пределами прямой видимости. Ведутся пилотные проекты по интеграции БПЛА в национальное воздушное пространство.
Технологии и оборудование разрабатывают и производят такие компании, как Iris Automation (система Casia), uAvionix (Ping ADS-B), DJI (собственные системы на базе визуальных сенсоров), Echodyne (радарные решения). Основные направления работы – это сертификация, интеграция с системами управления беспилотным трафиком, развитие Американского общества по испытаниям и материалам (ASTM International).
В Европе развитие DAA-систем ведётся в рамках крупных консорциумов SESAR JU, Airbus, Leonardo, Thales с акцентом на комплексные решения, аналогичные и российским, и американским, а также V2X-коммуникации. Европейское агентство по авиационной безопасности внедряет требования к оснащению дронов СПС для полётов в контролируемом воздушном пространстве, гармонизирует свои стандарты с ASTM. Среди крупных компаний и корпораций – Airbus (Skyways, VSR700), Leonardo, Altitude Angel (UTM-платформы), Parrot (интеграция визуальных сенсоров). Ведётся разработка стандартов для городских воздушных перевозок (Urban Air Mobility), интеграция с U-space.
В Китае крупнейшие производители DJI, EHang и XAG оснащают дроны системами предотвращения столкновений на базе стереокамер, ультразвука, лидаров и ИИ-алгоритмов. Гражданская авиационная администрация Китая ужесточает требования к безопасности, включая обязательное оснащение дронов СПС для коммерческих и промышленных применений. DJI – мировой лидер по объёму производства беспилотников, активно внедряет системы на базе визуальных сенсоров и искусственного интеллекта. EHang развивает автоматизацию для аэротакси, XAG – для агросектора. Массовое внедрение СПС получают в агросекторе, логистике, городских службах доставки.
Российский рынок систем предотвращения столкновений для гражданских БПЛА находится на этапе активного становления. Ключевым игроком выступает компания ZALA AERO, другие крупные производители, такие как «Кронштадт», «Геоскан» и КБ «Аэрокон», ведут собственные разработки, преимущественно для промышленного и инфраструктурного применения, однако о серийных СПС для массового рынка они пока не заявляли. Также российскими предприятиями ведутся НИОКР по интеграции лидаров, радаров и мультисенсорных комплексов, в том числе в рамках государственных программ.