На официальном портале правовой информации опубликовано постановление правительства РФ об утверждении требований к навигационному оборудованию пилотируемых воздушных судов и беспилотных авиационных систем, произведённых в России или ввезённых в страну до 1 марта 2025 года, все такие ВС и БПЛА до 1 марта 2026 года должны быть оснащены навигационными системами ГЛОНАСС. Исключение составляет самолёт Superjet 100 (SJ-100), для которого установлен более поздний срок – до 1 марта 2029 года.
«В оборудовании навигации пилотируемых воздушных судов и входящих в состав беспилотных авиационных систем беспилотных воздушных судов, производимых на территории Российской Федерации, принимающем и обрабатывающем сигналы навигационной спутниковой системы, должны использоваться сигналы глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС», – говорится постановлении.
Кроме навигационных систем, до 1 марта 2026 года все ВС и БПЛА должны быть оснащены средствами двусторонней радиосвязи с органами обслуживания воздушного движения и между экипажами. Это необходимо для обеспечения безопасного управления воздушным движением и предотвращения инцидентов. Также, все указанные летательные аппараты должны иметь системы наблюдения за высотой полёта и координатами местоположения для мониторинга и контроля органами воздушного движения.
Для самолётов с максимальной взлётной массой свыше 15 000 кг и с газотурбинными двигателями, а также для воздушных судов вместимостью более 30 человек дополнительно требуется оборудование радиовещательного автоматического зависимого наблюдения (ADS-B) и бортовая система предупреждения столкновений (TCAS).
Для беспилотных летательных аппаратов (БЛА) предусмотрены отдельные требования, дифференцированные по взлётной массе. Все БПЛА должны быть оборудованы аппаратно-программными средствами, предотвращающими полёты в запрещённых зонах и районах с ограничением полётов. Для более крупных БПЛА дополнительно требуется оборудование удалённой идентификации, системы экстренного прекращения полёта и бортовые огни для предотвращения столкновений.
Технические требования, изложенные в постановлении, направлены на повышение безопасности полётов гражданской авиации и обеспечение контроля воздушного пространства. Они регламентируют интеграцию современных технологий и стандартов навигации в эксплуатацию ВС и БПЛА на территории Российской Федерации. Все указанные системы должны соответствовать действующим нормативным документам и пройти соответствующую сертификацию.