Сотрудники Научно-исследовательской лаборатории «Испытания электроприводов» Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) спроектировали стенды для испытания и проверки генераторов самолётов Airbus и Boing, а также вертолётов Robinson и Agusta. Стенды представляет собой установку, реализующую проверку функционирования как самих электрических генераторов, так и систем их автоматической защиты и управления на борту воздушного судна.
«Изобретение имеет стратегически важное значение для российской авиапромышленности: стенды позволят обнаруживать дефекты, которые могли быть пропущены после выполнения ремонтных работ. Это сократит количество ошибок и повысит безопасность полётов», — сообщили в пресс-службе НГТУ.
Стенд осуществляет проверку функции автоматического ограничения частоты и амплитуды напряжения, вырабатываемой этими генераторами. Также на стенд устанавливаются типовые авиационные блоки управления, имитирующие различные режимы работы, и осуществляется их автоматическая проверка.
После ухода с российского рынка таких брендов, как National Instruments, Siemens и других, для отечественной промышленности были созданы узкие места в первую очередь связанные с высокой частотой вращения роторов генераторов. Ряд из них имеет частоту вращения до 25 000 об/мин, что в три раза выше российских вертолётных генераторов. Эти и другие сложности удалось решить, и на сегодняшний день стенд НГТУ способен обеспечить автоматический сбор и обработку данных, из которых формируется электронный протокол и затем передаётся на серверные хранилища.
По словам руководителя лаборатории Дениса Котина, НГТУ имеет богатый опыт по созданию испытательных стендов практически любых агрегатов вертолётов Ми-8/17, Ми-26 и других. Также инженерами лаборатории были разработаны, изготовлены и переданы заказчику стенды испытания ряда авиационных генераторов. На оборудовании, созданном в НГТУ, возможно показать, что после ремонта эти блоки функционируют и выдают заявленные характеристики.
«Раньше все иностранные генераторы проверялись за рубежом, а теперь российские авиационные компании имеют возможность экономить в больших масштабах. Кроме того, иностранным компаниям, как известно, запретили ремонт и обслуживание авиационной техники, принадлежащей Российской Федерации», — комментирует руководитель инжинирингового центра «Энергоэффективная электромеханика и мехатроника» НГТУ НЭТИ, кандидат технических наук Дмитрий Топорков.
В изделиях применены новые аппаратные и программные средства для реализации автоматических законов управления в процессах испытания. Программное обеспечение разработано инженерами НГТУ. В университете заявляют, что готовы к выполнению заказов как от российских, так и зарубежных компаний.