Общественный совет при Министерстве обороны России в рамках двухдневного визита в Казань посетил 17 марта Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова, на котором выпускается сверхзвуковой стратегический ракетоносец Ту-160М и проходит модернизацию дальний ракетоносец Ту-22М3 в версию Ту-22М3М.
По итогам посещения авиазавода «Московский комсомолец»
В своём ТГ-канале Центр анализа стратегий и технологий
Оборудование для дозаправки было снято с Ту-22М3 после подписания с США договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-II) в 1979-м году. Бомбардировщик не попадает под действие договора СНВ-III, которое распространяется на стратегические ракетоносцы Ту-160М и Ту-95МС, т.к. дальность полёта Ту-22М3 составляет 6 тысяч километров. Модернизация до уровня Ту-22М3М позволила значительно увеличить радиус боевого применения бомбардировщика, сравнимого с Ту-160 и Ту-95.
Демонтаж кормовой пушки не столь прогрессивен, как появление стеклянной кабины или оборудования для дозаправки в воздухе, но с точки зрения идеологии воздушного боя и авиаэстетики – решение здравое. Кормовая пушечная установка на сегодня это
На втором фото у бомбардировщика наплыва нет. Это может говорить о том, что данный борт опытный и используется для испытаний ракетного вооружения и нового оборудования. Хоть на борту у него и нанесена идентифицирующая надпись, нельзя считать его «настоящим» Ту-22М3М.
Работы над Ту-22М начались в 1965 году и декларировались как глубокая модернизация Ту-22. Однако в ходе проектирования общего у них осталось только тактическое назначение и наименование. Новый дальний бомбардировщик создавался под решение двух основных задач: нанесение ударов по стратегическим целям в пределах континента и поражение авианосных ударных групп и соединений. Постановление Совета Министров СССР от ноября 1967 года обязывало спроектировать дальний носитель ракеты типа X-22. Максимальная скорость оговаривалась 2300-2500 км/ч, дальность полёта на дозвуковых скоростях – 7000 км/ч, длина разбега и пробега не должна была превышать 1600 метров.
Результаты испытаний в 1969 году обозначили необходимость дальнейшей модернизации: Ту-22М0 показал дозвуковую дальность полёта – 4140 км, максимальную скорость – 1530 км/ч и длину разбега – 2600 м, что, конечно, не могло удовлетворить ни заказчика, ни ОКБ Туполева.
В декабре 1969 года было принято решение по модернизации Ту-22М0 в Ту-22М1. К 1973 году в Казани построили девять самолётов, но в строевые части они не поступили – основные характеристики оказались ниже требуемых. Крупной серией решили строить дальнейшее развитие темы – Ту-22М2. Головная машина серии взлетела 7 мая 1973 года, а испытания и доводки проводились до 1975-го. По сравнению с версией М1, лётные характеристики изменились мало. Тем не менее в августе 1976 года самолёт приняли на вооружение Дальней авиации и авиации ВМФ. Всего до окончания серийного производства в 1983 году в Казани построили 211 самолётов Ту-22М2.
Чтобы обеспечить заданные ещё в 1967 году параметры модернизация машины была продолжена. Она привела к созданию версии бомбардировщика Ту-22М3. Его первый полёт состоялся 20 июня 1977 года, а с 1978-го самолёт запустили в серийное производство. По лётно-техническим характеристикам Ту-22М3 значительно превосходил Ту-22М2: максимальная скорость – 2000 км/ч, потолок – 13,3 тыс. м, дальность – 6800 км, боевая нагрузка – до 24 т, суммарная боевая эффективность по сравнению с предшественником увеличилась в 2,2 раза. Но из-за множества доработок официально машину приняли на вооружение только в марте 1989 года. Всего в Казани построили 268 таких самолётов. Производство прекратили в 1993 году, предположительно, под давлением США.
По данным ежегодного отчёта издания FlightGlobal
На модернизацию Ту-22М3 повлияла война в Сирии. 17 ноября 2015 года 12 Ту-22М3 (вместе с Ту-95МС и Ту-160М) нанесли свой первый удар по ИГИЛ (организация запрещена в России). Ту-95МС и Ту-160М работали крылатыми ракетами, не заходя в воздушное пространство Сирии. А усиленная эскадрилья Ту-22М3, действовавшая с авиабазы в Моздоке, применяла обычные авиабомбы. Тогдашний командующий Дальней авиацией Анатолий Жихарев сообщал: «В ходе выполнения ударов самолёты Ту-22М3 за один вылет, продолжавшийся 5 часов 20 минут, преодолели расстояние 4510 километров».
Осенью 2017 года появилась информация, что завершена разработка документации на Ту-22М3М, на Казанском авиазаводе идёт подготовка производства для ремонта и модернизации бомбардировщиков, находящихся в строевых частях ВКС.
Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования Ту-22М3М унифицированным с Ту-160М нового поколения. Это касается всей авионики, включая навигационно-прицельный комплекс, самолёт оборудуется стеклянной кабиной с многофункциональными дисплеями. Силовая установка обновлённого бомбардировщика идентична Ту-160М – это новые двигатели НК-32-02 самарского ПАО "Кузнецов".
Всего из примерно 60 строевых дальних ракетоносцев Ту-22М3 модернизацию на Казанском авиазаводе в версию Ту-22М3М