Очередной этап исследований перспективного малошумного ближнемагистрального самолёта (БМС) завершился в ЦАГИ. Специалисты института провели исследования с использованием крупномасштабной полумодели БМС.
Принципиальными отличиями воздушного судна являются крыло малой стреловидности, обеспечивающее ламинарное обтекание, и верхнее расположение двигателей над его задней кромкой. Преимущества такой компоновки заключаются в снижении сопротивления, экранировании крылом шума от двигателя и защите от попадания посторонних предметов в воздухозаборники при взлёте и посадке.
Ранее в аэродинамической трубе ЦАГИ испытывались полные модели БМС. В дальнейшем для большей достоверности исследований была изготовлена крупномасштабная полумодель, на которой уточнялись особенности ламинарного обтекания верхней поверхности крыла на взлётно-посадочных режимах при отклоненной механизации в виде закрылков и щитков Крюгера, обеспечивающих снижение посадочной скорости.
Следующим шагом стала доработка механизации крыла с целью приближения эффективности щитка Крюгера к эффективности стандартного предкрылка.
На завершившемся этапе работ были изучены методы устранения зон преждевременного локального отрыва воздушного потока в корневой части крыла. С целью его подавления было предложено установить вихрегенератор на фюзеляже перед крылом. В эксперименте исследовались различные положения вихрегенератора, было найдено оптимальное положение, при котором коэффициент максимальной подъёмной силы в посадочной конфигурации вырос на пять процентов. Такое решение позволило выйти на уровень несущих свойств, сопоставимый с уровнем самолётов с предкрылком.
Концепция перспективного малошумного самолёта нового поколения начала разрабатываться ЦАГИ в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники в 2002–2010 годах и на период до 2015 года». Первые исследования проходили в трансзвуковой аэродинамической трубе института в 2013 году.