Украина снова в фокусе мировых СМИ после катастрофы B737 под Тегераном

Уже в третий раз менее чем за 20 лет Украина оказывается в топе мировых новостей после уничтожения гражданского авиалайнера ракетой класса "земля-воздух".

4 октября 2001 года непреднамеренной ракетной атаке подвергся самолёт Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший из Тель-Авива в Новосибирск. Лайнер совершал полёт на высоте 11 100 м по стандартному маршруту над Чёрным морем, который не подлежал ограничениям. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолёт был сбит зенитной ракетой комплекса С-200В, запущенной 96-й зенитной ракетной бригадой ПВО Украины в ходе проводившихся на территории испытательного полигона Чауда в районе Феодосии военных учений.

Целью пуска было поражение мишени Ту-143 «Рейс», которая летела в 26—28 км от точки старта ракеты. В это же время с теми же курсовыми координатами, в том же направлении, только на дальности в 260 км, летел самолёт Ту-154. Расстояние от точки пуска до Ту-154 ракета преодолела за 3 минуты 40 секунд. Практически всё это время она наводилась на пассажирский самолёт. Все находившиеся на его борту 78 человек - 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Расследование на Украине не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 был сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск ПВО. Дело было закрыто, компенсации родственникам погибших пассажиров были выплачены без признания юридической ответственности.

Извинений со стороны украинского руководства не последовало, вместо них тогдашний президент страны заявил следующее: «Посмотрите вокруг. В мире, в Европе не мы первые и не мы последние. Не нужно из этого делать трагедию. Это ошибка. Ошибки случаются везде. И не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Какое заключение наша специальная рабочая группа подпишет, с тем я и соглашусь. Теоретически все возможно. Но есть еще много параметров, с которыми нужно разобраться», — сказал Леонид Кучма осенью 2001 года.

 


17 июля 2014 года малазийский лайнер B777-200ER, выполнявший рейс MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур, был сбит над территорией Украины зенитной ракетой комплекса "Бук". На его борту находились 15 членов экипажа и 283 пассажира.

Обвинения в крушении рейса МН17 сразу же были предъявлены России, однако найти истинного виновника этой трагедии пока не удаётся. Объединённая следственная группа (JIT) под руководством Нидерландов, считает, что авиалайнер был сбит ракетой класса «земля-воздух» из зенитно-ракетного комплекса «Бук» с территории, контролируемой Донецкой Народной Республикой. Согласно выводам JIT, данный «Бук» принадлежал 53-й бригаде ПВО российских вооружённых сил, и был привезен на Украину из России в день катастрофы, а после запуска ракеты, уничтожившей малайзийский авиалайнер, был возвращён обратно на российскую территорию.

Россия передала JIT результаты натурных экспериментов, а также все непрерывные необработанные данные радиолокационного комплекса «Утёс-Т», который 17 июля 2014 года работал в Ростовской области, вблизи посёлка Усть-Донецкий.

В МО РФ считают, что если международная следственная группа действительно заинтересована в установлении истинных виновников катастрофы рейса MH17 в небе Украины, её представителям следует опираться в своих заявлениях прежде всего на факты и свидетельские показания, а не на подделки фейкогенераторов из Bellingcat или СБУ.

В тоже время голландские следователи упрекнули украинские власти, что те не закрыли воздушное пространство над Донецкой областью в июле 2014 года. Ограничения полётов действовали только до определенной высоты. В JIT заявили, что Украина имела “достаточные основания для закрытия всего воздушного пространства” в качестве меры предосторожности. Следователи установили, что до момента полного закрытия воздушного пространства над этим районом, в день гибели рейса MH17 пролетело 160 коммерческих самолётов.

После катастрофы ИКАО создала репозиторий зон конфликтов, который должен был служить централизованной базой данных потенциально опасных районов для оценки рисков авиакомпаниями при планировании полётов над этими зонами. Но репозиторий, запущенный в 2015 году, работал менее двух лет, прежде чем ИКАО поставила под сомнение его ценность, отметив значительное сокращение объёма представляемой информации и указав, что соответствующие данные предоставляются гражданской авиации за пределами репозитория. Совет ИКАО поручил в 2017 году прекратить его деятельность.

8 января 2020 года через несколько минут после вылета из аэропорта Тегерана был сбит Boeing 737-800 Международных авиалиний Украины (МАУ). Самолёт упал в 15 километрах от аэропорта. Погибли все находившиеся на его борту 167 пассажиров и 9 членов экипажа.

Первоначально власти Ирана заявили, что самолёт разбился по техническим причинам. Однако в США и Европе, ссылаясь на данные разведки, утверждали, что самолёт был сбит ПВО Ирана. Спустя три дня после катастрофы иранские власти признали, что самолёт был сбит их силами ПВО в результате «человеческой ошибки» в обстановке повышенной боевой готовности вооружённых сил, связанной с обострением отношений с США.

Непреднамеренное уничтожение лайнера вызывает вопросы, имела ли авиакомпания достаточно информации и были ли приняты необходимые меры предосторожности, учитывая, что аэропорт Тегерана расположен в зоне потенциального военного конфликта. Президент Украины Владимир Зеленский в телефонном разговоре 11 января со своим иранским коллегой Хасаном Роухани подчеркнул, что экипаж сбитого самолёта действовал в строгом соответствии с международными правилами полётов.

7 января Федеральное авиационное агентство США запретило американским авиакомпаниям работать в Иране. Но Международные авиалинии Украины, как и некоторые другие перевозчики, в день катастрофы выполняли рейсы из тегеранского аэропорта Имама Хомейни. В МАУ заявили, что их лайнер взлетал по аналогичной траектории, что и самолёты Аэрофлота, Turkish Airlines и Austrian Airlines, которые вылетели из Тегерана между полуночью и 06:12 - время, когда взлетел рейс PS752.

"Безопасность полётов всегда была и остается приоритетом номер один для МАУ", - говорится в сообщении перевозчика.

Государственная авиационная служба Украины запретила украинским службам работать в воздушном пространстве Ирана с полуночи 9 января, сославшись на "необъяснимые обстоятельства" крушения Boeing 737. Расследование причин уничтожения украинского Боинга позволит выяснить, были ли приняты адекватные превентивные меры регулирующими органами со всех сторон.

В тоже время на Украине власти занялись поиском "русского следа" в крушении рейса PS752. Секретарь СНБО Украины Алексей Данилов заявил, что киевское следствие будет искать на месте авиакатастрофы в Иране "российские ракеты", якобы выпущенные из зенитного ракетного комплекса "Тор". Он назвал и другие версии: взрыв бомбы, столкновение с дроном и отказ техники.

Партия Порошенко настаивает на поиске "российского следа" в катастрофе в Иране. Сопредседатель фракции в Раде Ирина Геращенко считает, что Россия может быть причастна к крушению Боинга. Она настаивает на проведении Совбеза ООН. На заседании должны обсудить "возможную роль России в поставках ракет Ирану". Геращенко обвиняет команду действующего президента, что она не смогла вовремя начать расследование.

Бывший секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов также попытался переложить на Россию ответственность за уничтожение лайнера МАУ в Иране. "За сбитый украинский Боинг должно отвечать не только руководство Ирана, но и РФ". Он считает, что Тегеран является стратегическим партнёром Москвы, а значит она могла участвовать в "подготовке ракетной атаки". Он не стал уточнять, какое отношение Россия может иметь к обострению отношений между Ираном и США после убийства американцами генерала Сулеймани.

"Украина должна немедленно требовать внеочередного заседания СБ ООН с целью обеспечения проведения объективного расследования этого страшного преступления", — написал он в FB, не предоставив каких-либо доказательств.

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...