Учебно-тренировочный истребитель на базе самолёта МиГ-15

Фото: лицензия Creative Commons

В соответствии с постановлением Совета Министров от 6 апреля 1949 г. и приказом МАП от 13 апреля 1949 г., в целях обучения лётного состава ВВС ОКБ-155 было поручено разработать двухместный учебно-тренировочный вариант истребителя МиГ-15. Однако работы по созданию МиГ-15УТИ (И-312) начались ещё в ноябре 1948 года по рекомендации ГК НИИ ВВС, отмеченной в акте по государственным испытаниям самолёта С-3.

Прототип УТИ МиГ-15 был построен на базе серийной машины №104015 производства завода №1 и 23 мая 1949 гожа выпущен на заводские лётные испытания, которые завершились 20 августа. Первый полёт был совершён 27 июня 1949 г.

На самолёте за счёт уменьшения первого фюзеляжного бака установили вторую, инструкторскую, кабину. Обе герметические кабины оборудовались катапультными сидениями и фонарями, сбрасываемыми с помощью пиромеханизма в случае аварии. Изменению подверглись также управление самолётом и топливная система.

Систему управления из кабины инструктора кинематически связали с управлением курсанта. Управление элеронами облегчили путём установки бустера, управление рулями высоты и направления – изменением компенсации. Кроме того, угол установки стабилизатора был изменен на +2°.

Топливная система включала три фюзеляжных топливных бака ёмкостью 1110 л и два подвесных бака по 260 л. Также на самолёте были установлены две аккумуляторных батареи 12-А-30 для обеспечения автономного запуска двигателя.

Специальное оборудование УТИ МиГ-15 состояло из прицела АСП-1Н, радиостанции РСИ-6К, радиополукомпаса с отметчиком РПКО-10М, переговорного устройства СПУ-2М, кислородного прибора КП-14 и фотоаппарата АФА-ИМ. Впоследствии самолёт получил на вооружение прицел АСП-3Н, радиостанцию РСИУ-3 и систему опознавания "Барий-М".

Вооружение включало одну пушку НР-23 с боезапасом 80 патронов и один пулемёт УБК-Э (150 патронов). Как и на истребителе МиГ-15, все агрегаты стрелково-пушечной установки на "спарке" монтировались на специальном опускающемся лафете. Для контроля выполнения учебно-тренировочных заданий по воздушной стрельбе на самолёт установили фотокинопулемёт С-13. Кроме того, была возможна подвеска двух бомб калибра 50 или 100 кг под крылом на бомбодержатели БД2-48 МиГ.

27 августа УТИ МиГ-15 предъявили в ГК НИИ ВВС на госиспытания, однако выявленные дефекты заставили прекратить их 25 сентября. Вскоре, на период с октября 1949 г. по 1 апреля 1950 г., самолёт передали на авиабазу в Кубинку для всесторонней проверки и оценки его эксплуатационных возможностей лётным составом ВВС.

В начале апреля машину вернули ОКБ для осмотра после пробной эксплуатации и устранения недостатков, выявленных в НИИ ВВС. После их устранения 17 мая 1950 года УТИ МиГ-15 вновь поступил на контрольные испытания, которые завершились через шесть дней с удовлетворительными результатами. Самолёт выпускался серийно на заводах №1, №99, №135 и №153.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...