Транспорт в деталях: беспилотные технологии в воздухе

Фото © «Вертолёты России»

Аналитики Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) подготовили исследование российского рынка беспилотных технологий на земле, воде и в воздухе. Полностью с документом можно ознакомиться на сайте компании, здесь – самое интересное касательно беспилотных авиационных систем (БАС).

Первые беспилотные летательные аппараты (БПЛА) были построены в начале 20 века и применялись в первую очередь для решеия военных задач. Развитие технологий позволило создавать и использовать беспилотные воздушные суда (БВС) в гражданских, в том числе коммерческих целях. Сегодня беспилотные летательные аппараты – это высокотехнологичные универсальные системы, которые востребованы в самых разных отраслях экономики.

В 2021 году объем российского рынка БАС по данным Ассоциации «Аэронекст» составил менее 1% от мирового – порядка 11 млрд руб. С учетом общемировых трендов в ближайший период ожидается стремительный рост применения беспилотников в стране. По оценкам Skolkovo Ventures в 2022 г. объем рынка услуг, оказываемых с помощью БАС, составит 22 млрд руб., к 2025 г. может достигнуть 50 млрд руб., а к 2030 г. – порядка 120 млрд руб.

© ГТЛК

Согласно результатам исследований агентства Ernst&Young потенциальный эффект от использования дронов в России превышает $1 млрд в год. Наиболее перспективными в экономическом плане направлениями развития рынка БАС признаны:

    • добывающие отрасли,
    • строительство,
    • сельское хозяйство,
    • сфера развлечений.

Всего в мире насчитывается более 1000 различных моделей БАС как для коммерческого, так и для потребительского сегмента, в России – более 150 моделей. С развитием рынка количество моделей БАС для различных сегментов будет увеличиваться в разы ежегодно. В период с 2017 по 2021 годы по оценке RUSSIANDRONE число БАС выросло в пять раз, а к 2025 прогнозируется двадцатикратное увеличение по отношению к 2017 г.

© ГТЛК

В настоящее время в России насчитывается более 70 разработчиков и компаний-производителей БАС, при этом доля их продаж на отечественном рынке составляет не более 15% от общего объема. В числе ключевых отечественных производителей БВС с наибольшим количеством коммерческих моделей – «Аэромакс», «Геоскан», «Аэрокон», ГК «Кронштадт», КБ «Русь», «Радар ммс», «ZalaAero» и другие.

Беспилотные воздушные суда уже активно заменяют пилотируемую авиацию везде, где требуется съемка, мониторинг и различного рода измерения. Высокий, но пока не реализованный потенциал БВС просматривается в сферах логистики, борьбы с чрезвычайными происшествиями и здравоохранении.

Кадр из видеосюжета с испытаний конвертоплана Д-20К. Фото: © «Аэромакс»

БАС применяются для аэрофотосъемки, создания цифровых моделей рельефа и картографической основы, геоинформационных систем, топографических планов и 3D-карт местности, топографического мониторинга территорий. Использование беспилотников позволяет определить точный контур месторождений полезных ископаемых, провести аэрофотосъемку с применением специальной бортовой аппаратуры, составить ортофотопланы и топографические планы местности со специальными слоями и точками.

В сельском хозяйстве БАС применяются для распыления химикатов против вредителей и сорняков, посевных работ, оценки состояния сельхозугодий и мониторинга поголовья скота. БАС позволяют обрабатывать урожай в самых труднодоступных местах в любое время суток. Использование БАС в сельском хозяйстве способствует повышению урожайности более чем на 15%.

БАС могут осуществлять доставку различных грузов, в том числе средств спасения и гуманитарной помощи, лекарств, продуктов, почты для отдаленных и труднодоступных территорий вместо железнодорожного, автомобильного и авиатранспорта. Использование БАС, согласно расчетам, значительно снижает стоимость и время доставки, снимает ограничения по работе в условиях плохой видимости. Например, в северных регионах доставка грузов с помощью БАС позволит удешевить перевозки грузов более чем в 2 раза по сравнению с пилотируемой малой авиацией.

БПЛА Hi-Fly Cargo. Фото: © Пресс-служба компании Hi-Fly

По мнению специалистов ГТЛК, справиться с такими комплексными задачами возможно только с помощью отраслевого оператора с гарантированной господдержкой, который возьмет на себя роль организующей структуры, развивающей рынок производства и потребления услуг с использованием беспилотников. При поддержке профильных ведомств принято решение о создании на базе ГТЛК и Национальной технологической инициативы (НТИ) первого в России оператора беспилотной авиации с госучастием ООО «БАС», который приступил к работе в августе 2022 г.

БПЛА SH-350. Фото © пресс-служба «Аэромакс»

По оценкам ГТЛК активная фаза освоения рынка беспилотной авиации в России начнется с 2024 г., а его становление завершится к 2030 г. При поддержке государства и системной работе эти сроки могут быть сокращены, что будет способствовать скорейшему укреплению технологического суверенитета отрасли и страны в целом.

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...