SSJ100 — чтобы оставаться конкурентоспособным, нужно непрерывно совершенствоваться

В начале 2000-х конструкторское бюро «Сухой» определило для себя новые приоритеты в области гражданской авиации. Началась полномасштабная разработка ближнемагистрального авиалайнера SSJ100 (RRJ-95).

Объём инноваций, внедрённых в те годы конструкторами компании «Гражданские самолёты Сухого» и работниками Комсомольского-на-Амуре авиазавода им. Ю.А. Гагарина, сродни кардинальной перестройке производства с учётом самых современных технологий. Полный переход только на цифровую конструкторскую документацию, перевод системы управления качеством на мировые стандарты, внедрение бесстапельной сборки, освоение новой для России процедуры сертификации гражданских воздушных судов с учётом требований не только российских, но и европейских авиационных властей EASA - далеко не полный перечень задач, которые пришлось решать в те годы.

 

Сертификат типа на самолёт Sukhoi SuperJet 100 был выдан 3 февраля 2011 года. Ровно год спустя, 3 февраля 2012 года, SSJ100 получил сертификат типа Европейского агентства авиационной безопасности (EASA).

Для получения сертификата EASA проводились различные испытания лайнера, среди которых была и имитация удара фрагмента пневматика в крышку топливного бака и подтверждение огнестойкости выполненного из композиционных материалов закрылка. Такие испытания проводятся после того, как под Парижем 25 июля 2000 года из-за повреждения топливного бака потерпел катастрофу сверхзвуковой пассажирский авиалайнер Aérospatiale-BAC Concorde 101.

Сертификационные испытания SSJ100 в Жуковском

Чтобы оставаться конкурентоспособным, самолёт должен непрерывно совершенствоваться, поэтому работа над ним продолжается и после получения сертификата. Любые усовершенствования всегда требуют сопряжения с действующими системами, поиска пространства для установки новых приборов и коммуникаций, решения вопросов энергоснабжения и многих других. Они также не должны вызывать массового переобучения лётного и инженерно-технического персонала авиакомпаний.

С 2011 года уполномоченные органы выдали на самолёт Superjet 100 свыше 50 дополнений к сертификату, которые повысили возможности машины, улучшили её лётно-технические и эксплуатационные характеристики.

Вот некоторые из них.

В 2013 году был сертифицирован вариант RRJ-95LR-100 с увеличенной взлётной массой, что позволило увеличить дальность полёта ещё на 1000 км.


По запросам эксплуатантов разработаны десятки вариантов компоновки пассажирского салона, с разным уровнем комфорта и вместимостью. Одноклассные, двуклассные, с повышенным комфортом, с увеличенной вместимостью. Сейчас максимальная пассажировместимость увеличена с первоначальных 98 до 103 мест.

Серией изменений типовой конструкции расширен диапазон эксплуатационных условий в части высоких и низких температур, сильного бокового ветра, высокогорья, навигации в северных широтах. Суперджет одинаково хорошо себя чувствует и в якутских морозах до минус 55 градусов, и в африканской жаре до плюс 45. Самолёты летают с равнины и высокогорных аэродромов, самый высокий из которых находится в Мексике, это аэропорт Тулука, с высотой более 2400 м над уровнем моря. Самолёт сертифицирован на соответствие самым жёстким требованиями не только по безопасности полётов, но и по экологии, по выбросам вредных веществ и по шуму на местности.

Разработаны, сертифицированы и успешно эксплуатируются не только пассажирские варианты самолёта. В их числе: бизнес-джет повышенной комфортности, медицинская и конвертируемая версии лайнера. Специальные версии самолёта эксплуатируются в МЧС РФ, СЛО «Россия», Королевских ВВС Таиланда, Госпогранслужбе Казахстана.

Также разработана, сертифицирована и находится в эксплуатации версия самолёта с улучшенными лётно-техническими характеристиками с законцовками крыла типа сайберлеты.

Сайберлеты самолёта SSJ100 RA-89135

Непрерывно ведётся работа по достижению проектного ресурса планера самолёта в 54 000 полётов, 25 лет эксплуатации. С этой целью проводится анализ информации, поступающей от авиакомпаний, ведутся ресурсные испытания на нескольких площадках, на различных стендах, расположенных в ЦАГИ и СибНИА. Уже достигнуты показатели, превышающие все, ранее созданные в СССР, конструкции самолётов такой размерности.

Самолёт оснащён инновационной системой авионики со стеклянной кабиной и полностью цифровой системой дистанционного управления с боковыми ручками без механического резервирования – на момент сертификации самолёта такое решение в мировом авиастроении ранее не применялось. Пилотажно-навигационная электронная система построена на принципах открытой архитектуры интегрированной модульной авионики (ИМА), что позволяет выполнять полёты по системам точной зональной навигации в полностью автоматическом режиме от взлёта до посадки. Заход на посадку и посадка могут выполняться полностью автоматически по категории ИКАО IIIA.

Работа по развитию лайнера продолжается в том числе и в рамках программы импортозамещения SSJ-New, где инновационные решения, опыт и технологии, полученные на программе разработки Суперджета, переносятся на российские производственные площадки в интересах развития всей российской промышленности.

SSJ100 Королевских ВВС Таиланда

Сегодня роль «Суперджета» в воздушных перевозках устойчиво растёт. По числу перевезённых пассажиров он лидирует среди всех региональных самолётов, эксплуатируемых отечественными авиакомпаниями. Благодаря десяткам новых маршрутов, открытых за последние два года, пассажиры получили возможность летать между городами России в обход Москвы. В пандемию именно «Суперджеты» взяли на себя рейсы, на которых более вместительные Боинги и Эйрбасы стали нерентабельными.

Подготовлено по материалам ГК Ростех
Фото © Степанов Слава - Gelio, http://gelio.livejournal.com



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (9 оценок, среднее: 4,78 из 5)
Загрузка...