США втянутся в гонку вооружений, в которой Россия не участвует

В настоящее время ВВС США располагают самым большим флотом тяжёлых бомбардировщиков в мире: около 150 машин находятся в эксплуатации, в России - 145 самолётов, в Китае чуть более 120. Поскольку Россия и Китай планируют провести значительную модернизацию существующего парка и разрабатывают новые платформы, американский бомбардировочный флот всё чаще сталкивается с риском качественного отставания от своих конкурентов. Это к тому же усугубляется значительным количественным недостатком, с которым ВВС США могут столкнутся в случае конфликта с обеими державами.

Сочетание неспособности или даже нежелание союзников США вкладывать средства в мощные бомбардировщики, растущую конкуренцию с военными державами и растущий возраст существующего флота B-2 и B-1B, потребует значительного количества новых бомбардировщиков. Это должно иметь серьёзные последствия для текущей программы бомбардировщиков-невидимок B-21 Raider*, которая может потребовать их производства в гораздо большем масштабе, чем предполагалось изначально.

Первоначально Пентагон заказал у оборонного подрядчика Northrop Grumman от 80 до 100 самолётов B-21 по относительно низкой общей стоимости - около 20 миллиардов долларов, но с тех пор эта оценка значительно возросла. В условиях растущей гонки вооружений с Россией** и Китаем и обострения напряжённости с Северной Кореей, бюджетная заявка ВВС США на 2017 год привела к тому, что уже только минимальное количество новых бомбардировщиков возросло до ста. В бюджетном документе говорится: «Нам необходим размер флота, который обеспечит устойчивое господство в этом столетии, и мы намерены закупить минимум сто B-21… Закупка как минимум ста B-21 также сократит стоимость владения самолётом на протяжении его жизненного цикла».

Размер заказа B-21 в 2020 году может увеличиться ещё больше, поскольку ВВС планируют добавить пять новых эскадрилий бомбардировщиков к существующим девяти. Это потребует увеличить количество заказов, чтобы было достаточно не только для замены более 80 выводящихся из эксплуатации бомбардировщиков B-2 и B-1B, но и ещё примерно на 85 самолётов для создания дополнительно пяти эскадрилий.

Кроме того, заказы на B-21 могут вырасти, если часть флота B-52H будет списана. Исследовательская служба Конгресса США сообщила, что поддержание полного количества бомбардировщиков B-52H в эксплуатации может представлять собой серьёзную проблему, «поскольку B-52 уже запланированы к эксплуатации в течение 80 лет, что является беспрецедентным сроком службы для боевого самолёта. … Помимо пригодности B-52 для работы в условиях современной противовоздушной обороны, проблемы поддержания и эксплуатации 80-летнего самолёта на регулярной службе неизвестны». Если даже половина парка B-52H будет списана, то, чтобы удовлетворить требования Воздушных сил потребуетcя заказать дополнительно более 200 бомбардировщиков B-21.

Действительно, Центр стратегических и бюджетных оценок рекомендовал приобрести 288 бомбардировщиков B-21, а также сохранить полный парк B-52H. Чтобы оценить размер этого заказа в перспективе, было построено только 20 бомбардировщиков-невидимок B-2 Spirit (из них 21 в эксплуатации из-за конверсии одного прототипа), в то время как более дешевый B-1B был изготовлен в количестве 100 единиц, включая прототипы.

Снижение эксплуатационных расходов и затрат на приобретение B-21 по сравнению с предыдущими бомбардировщиками, вероятно, будет недостижимым, т.к. оно идёт вразрез с тенденцией современных боевых самолётов, когда из-за растущей стоимости всё более сложных систем каждое последующее поколение закупается в меньшем количестве, чем его предыдущее. Американские истребители F-4 Phantom третьего поколения были построены в количестве 5200 единиц, F-15 Eagle - 2000 самолётов и всего 187 F-22 Raptor пятого поколения - в основном из-за растущего технического обслуживания и производственных затрат.

Если программа B-21 реально нацелена на достижение 200 или более самолётов, цена изготовления одного бомбардировщика должна быть ниже стоимости его предшественника B-2, который обходился в $2 млрд на самолёт. Также потребуется серьёзно сократить расходы на техническое обслуживание и общие эксплуатационные расходы B-2 и B-1B - и то, и другое является высоким и делает чрезвычайно дорогостоящей эксплуатацию большого парка этих машин. Если программа B-21 преуспеет в создании эффективного бомбардировщика с низким уровнем обслуживания, то Raider вполне может стать наиболее массовым и самым совершенным тяжёлым бомбардировщиком с тех пор, как в 1962 году были закрыты последние производственные линии B-52.

* «Бомбардировщик следующего поколения» - NGB, неофициально называемый «бомбардировщик 2018 года». Разрабатывался по программе по нового среднего бомбардировщика для ВВС США. Первоначально планировалось, что NGB будет введён в эксплуатацию в 2018 году в качестве скрытого, дозвукового бомбардировщика средней дальности и средней грузоподъёмности в качестве дополнения и в ограниченной степени для замены стареющего парка бомбардировщиков B-52 Stratofortress и B-1 Lancer. Программа NGB была заменена программой тяжёлых бомбардировщиков дальнего действия (LRS-B). Основной упор делается на технологии скрытности, чтобы незамеченным войти в воздушное пространство противника и нанести ракетный удар. Дальность полёта превышает 9200 км. В 2011 году общая стоимость программы оценивалась в 40-50 миллиардов долларов.

** В 2019 году Россия впервые с 2006 года не вошла в пятерку стран-лидеров по военным расходам. Военный бюджет России в 2018 году составил 61,4 миллиарда долларов, что на 3,5% меньше, чем в 2017 году, Россия в этом рейтинге опустилась на шестое место. Лидируют Соединённые Штаты Америки, военные расходы которых в 2018 году выросли на 4,6% и составили 649 миллиардов долларов. Таким образом, военный бюджет РФ составляет менее 10% военного бюджета США.

По материалам Military Watch Magazine

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (2 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...







СТАТЬИ ПО ТЕМЕ