Конец августа 2018 года на рынке гражданской авиации России ознаменовался скандалом с авиакомпанией «Якутия».
Всё началось с того, что 14 августа Росавиация опубликовала сведения о задержках регулярных и чартетных рейсов российских авиакомпаний в июле 2018 года. «Якутия» замкнула список с самыми худшими показателями. Из 1344 выполненных рейсов задержаны были 188 или 13,99%. При этом абсолютное большинство рейсов было задержано на 6 и более часов.
Через неделю, которая видимо понадобилась на осмысление последствий и подготовку атаки, Якутское-Саха Информационное Агентство Ysia.ru опубликовало статью, в которой утверждается, что Суперджеты — самолёты ненадёжные и что двигатель SaM146 имеет конструктивные недостатки камеры сгорания. А к длительным задержкам рейсов привели как раз неисправности двигателей у одного из Суперджетов.
Журналист Аркадий Васильев пишет: «В авиакомпании подчеркивают, что ситуация с задержками рейсов сложилась из-за проблем обслуживания и своевременного ремонта двигателей суперджетов и невозможности их замены иностранными воздушными судами».
«Мы одними из первых в стране приобрели самолёт Сухой Суперджет-100. К сожалению, из четырех воздушных судов, которые мы наметили к эксплуатации в этом году, из-за ненадёжности двигателей остались только три. Поэтому возникают сбойные ситуации, на которые мы оперативно реагируем. Хочу заострить внимание, что мы хотели использовать резервный самолёт Боинг 737-700, который сходный по характеристикам с Сухим Суперджет. Но из-за неконструктивной позиции со стороны Минтранса РФ уже второй месяц не можем использовать его для выполнения производственной программы и удовлетворения пассажиров», — подчеркнул первый заместитель генерального директора авиакомпании Илья Пономарёв.
Боинг 737, который в авиакомпании планировали использовать, зарегистрирован на Бермудских островах, как и многие другие пассажирские самолёты зарубежного производства, летающие в российских авиакомпаниях. Владельцем самолёта является американская лизинговая компания Fortress. Она выставила требования, чтобы борт сохранил регистрацию на Бермудах, поскольку «стандарты РФ в части поддержания лётной годности пока не соответствуют общемировым и международным стандартам».
Однако Министерство транспорта в лице его главы Евгения Дитриха отказало авиакомпании «Якутия» в использовании этого ВС, мотивировав отказ тем, что документация на самолёт старше 20 лет из реестра Бермуд «не позволяет оценить его техническое состояние» и поэтому такое возрастное судно должно иметь российскую регистрацию.
Очевидно, что «Якутия» столкнулась с конфликтом интересов, и в ближайшей перспективе этот вопрос решён не будет.
Ну, а при чём здесь Суперджет? В авиакомпании решили ремонт двигателей SaM146 и длительный простой одного самолёта обозначить главной проблемой задержек рейсов. Но вызывают вопросы и удивление несколько фактов.
Во-первых, отсутствие одного самолёта никак не может привести к многочисленным многочасовым задержкам рейсов, т.к. у авиакомпании обязательно должен быть резервный борт, готовый в самое короткое время вылететь на подмену.
Во-вторых, о том, что ремонт двух двигателей SaM146 будет длительным руководство «Якутии» не могло не знать, т.к. был заключён соответствующий договор на ремонт, в котором прописаны сроки, а если сроки не выдерживаются, самолёты не летают, компания несёт убытки, в дело вступают юристы, но в авиакомпании не говорят, что собираются судиться с Power Jet за срыв сроков ремонта. Следовательно, полётная программа на летний сезон должна была строиться именно с учётом имеющегося в рабочем состоянии самолётов.
В-третьих, в 2016 году в авиакомпании ничто не предвещало ненадёжности Суперджета и конструктивных недостатков камеры сгорания двигателя. 21 октября 2016 года после получения очередного борта RA-89038 на сайте авиакомпании была опубликована заметка об этом событии.
В частности там говорится: «После почти четырёх лет эксплуатации авиалайнеров Sukhoi Superjet 100 в экстремальных климатических условиях северного региона, постоянного взаимодействия с производителем самолётов — АО «ГСС» и внесения совместных предложений по усовершенствованию эксплуатации самолёта, специалисты и руководство авиакомпании «Якутия» признают самолёт SSJ100 перспективной машиной для развития парка воздушных судов «Якутии»». А в планах авиакомпании — дальнейшее увеличение парка Суперджетов.
И вот в августе 2018 года, когда стало известно об антирекордах авиакомпании, российский самолёт из перспективного превратился в ненадёжный. Всё это наводит на мысли, что руководство «Якутии» почувствовало приближение чего-то очень нехорошего. А Суперджеты — это поиск крайнего, мальчики для битья, — должен же кто-то или что-то быть виновным в неудачах. Вот и пытаются сейчас в авиакомпании найти стрелочника и решили, что им будет Суперджет. Благо почва удобрена, любителей полить SSJ100 грязью много. Например, сетевое издание Sakhalife.ru.
«Якутия угодила в ловушку и была вынуждена покупать эти совершенно «сырые» самолёты. Сейчас у Авиакомпании «Якутия» пять самолётов «Суперджет», летнее расписание было составлено с расчётом на четыре самолёта. А в начале июня два «Суперджета» вышли из строя и всё расписание рассыпалось», — пишет издание. И констатирует: «Именно поэтому в Авиакомпании «Якутия» часто говорят, что во всем виноват Штыров».
Штыров Вячеслав Анатольевич — Президент Республики Саха (Якутия) в 2002—2010 годах — вот и «мальчика» для битья нашли. Виноваты кто угодно и что угодно, но только не руководство авиакомпании, которое уже в начале лета знало о проблемах, но расписание полётов не меняло.
Получается, что с 2012 года самолёты летали в экстремальных климатических условиях, и все в Якутии этому радовались, и руководство республики было правильным и дальновидным, а в 2018 году Суперджеты стали «сырыми», ненадёжными, с конструктивными недостатками.
Обычно банкротства случаются у нас по осени. Сейчас «Якутия» задолжала Государственной транспортной лизинговой компании 104 млн рублей. Иск уже предъявлен. Сумма не сказать, что очень большая по сравнению с долгом в 250 млрд рублей из-за которых обанкротилась «Трансаэро», но кроме этого Росавиация предписала «Якутии» в сентябре сократить чартерную программу на 10%. Это четыре рейса 1, 5, 8 и 12 сентября. Не много. Но и крах «Трансаэро» ничто не предвещало, а закат ВИМ-Авиа начался в 2016 году также с многочисленных длительных задержек рейсов из-за долгов за топливо.
Из всего этого хочется сказать руководству авиакомпании: «Не ищите крайнего. Отвечайте за свои ошибки и исправляйте их, не валите с больной головы на здоровую! Суперджет отличный самолёт, оставьте его в покое!»
А пока ждём осени, и что, «Якутия» — на выход?