Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выпустило директиву, направленную на повышение безопасности полётов и усиления контроля за качеством горюче-смазочных материалов (ГСМ). Документ содержит анализ причин авиационных инцидентов из-за ненадлежащего качества авиатоплива и предписывает организациям гражданской авиации принять ряд мер для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Об этом говорится в сообщении пресс-службы Росавиации.
Ведомство приводит примеры авиационных событий, произошедших в 2024 году, в частности, с самолётами SSJ100 RA-89156 (25 апреля) и RA-89138 (17 октября) авиакомпании Red Wings. В обоих случаях причиной стали срабатывания сигнализации о засорении топливных фильтров двигателей при разбеге и наборе высоты. Анализ проб топлива выявил наличие механических примесей с высоким содержанием серы, а также соединений хлора, свинца и бария.
Кроме того, были обнаружены частицы лакокрасочного покрытия и органические отложения. Исследование фильтров, промытых в соответствии с сервисным бюллетенем ПАО «ОДК-Сатурн», выявило наличие соединений фосфора, широко использующихся в гидравлических жидкостях типа АМГ-10. Аналогичное повышенное содержание фосфора ранее фиксировалось при анализе фильтров двигателей SaM146, снимаемых из-за срабатывания сигнализации засорения.
12 октября 2024 года у самолёта А320 RA-73826 авиакомпании «Уральские авиалинии» произошло падение оборотов двигателя №1 во время набора высоты. Проверка гидромеханического агрегата топливной автоматики (HMU) выявило наличие отложений органической и неорганической природы, вызывающих заклинивание пар трения блока HMU с малыми технологическими зазорами.
Расследования показали, что топливо загрязняется из-за нарушений при хранении и подготовке агрегатов, некачественной промывки фильтров, загрязнений в баках, а также из-за нарушений при хранении топлива и несвоевременного обслуживания оборудования. Указанные проблемы приводят к засорению топливной системы, снижению эффективности работы двигателей и, как следствие, к возникновению аварийных ситуаций.
Для безопасности полётов агентство предписывает авиакомпаниям оценить риски, связанные с качеством ГСМ, и разработать корректирующие мероприятия. Необходимо уделять внимание технологиям, предотвращающим попадание загрязнений в топливную систему и двигатели. Инженерно-технический персонал должен строго соблюдать требования и процедуры при работе с топливом и его компонентами.
Операторам ГСМ рекомендуется провести внеплановую ревизию фильтров, внедрить периодический контроль топлива и обеспечить соответствие фильтров требованиям гражданской авиации. В частности, письмо Росавиации № 20798/02 от 06.06.2025 указывает на необходимость подтверждения пригодности фильтрующих элементов к использованию в авиации и недопустимость применения несертифицированных материалов.
Внедрение всех предписанных мер позволит снизить риски от использования некачественного топлива и повысит уровень безопасности полётов в гражданской авиации.