Российские ударно-разведывательные беспилотники получат малогабаритные авиационные боеприпасы массой от 50 до 100 кг. Об этом
гендиректор корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов. По его словам, новые средства поражения войдут в арсенал БПЛА компании «Сухой» и группы «Кронштадт». Оба предприятия разрабатывают тяжёлые аппараты, способные наносить авиаудары, — «Охотник», «Альтиус-У», «Орион» и «Сириус». По мнению экспертов, отечественные БПЛА могут уничтожать широкий спектр целей, а появление в арсенале малогабаритных боеприпасов повысит их эффективность.
«Вопрос актуален, разработчики стараются уменьшать как габаритные, так и весовые характеристики авиационных систем поражения. Изделия в категории от 50 до 100 кг будут крайне востребованы», — сказал Обносов.
Отечественные беспилотники тяжёлого класса не всегда могут применять штатные авиационные боеприпасы ВКС из-за их массогабаритных характеристик. Боевая нагрузка БПЛА может значительно уступать грузоподъёмности строевых истребителей и бомбардировщиков. По этой причине арсенал российских дронов будет состоять преимущественно из специальных облегчённых ракет и корректируемых бомб.
Борис Обносов не уточнил, для каких моделей БПЛА создаются малогабаритные боеприпасы. Однако известно, что «Сухой» и «Кронштадт» последние годы разрабатывают несколько разведывательно-ударных БПЛА тяжёлого класса.
Наиболее продвинутым возможностями обладает БПЛА С-70 «Охотник». Первый полёт аппарат совершил в августе 2019 года, а в сентябре поднялся в воздух вместе с истребителем пятого поколения Су-57.
«Во время полёта было отработано взаимодействие между БПЛА «Охотник» и самолётом-лидером по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону условного противодействия ПВО», — сообщили в Минобороны.
«Охотник» выполнен по схеме «летающее крыло» с применением специальных материалов и покрытий, «которые делают его практически незаметным для радиолокационных средств обнаружения». С-70 предположительно оснащён одним двигателем АЛ-41Ф-1.
Характеристики «Охотника» не раскрываются, однако на кадрах полёта в паре с Су-57 видно, что по размерам он близок к пилотируемому истребителю ВКС. Эксперты полагают, что масса С-70 составляет порядка 20 тонн, всё вооружение БПЛА размещается внутри фюзеляжа. По ряду систем и агрегатов «Охотник» будет унифицирован с Су-57. Кроме того, обе машины будут действовать на поле боя в едином тактическом звене.
Помимо «Сухого» , флагманом отечественной беспилотной промышленности является «Кронштадт». При участии этой компании разрабатывается тяжёлый турбовинтовой БПЛА «Альтиус-У». В августе 2019 года он совершил свой первый полёт. По информации Минобороны, аппарат «способен выполнять весь спектр разведывательных задач с применением оптических, радиотехнических и радиолокационных средств и находиться в воздухе более суток».
В конце августа «Известия» со ссылкой на источники в Главном штабе ВМФ и ВКС сообщили, что «Альтиус-У» планируется выпускать в двух версиях — разведывательной и ударной. Первая модификация беспилотника будет оснащена сверхдальними радиолокаторами и новейшим оптико-электронным оборудованием, вторая — противокорабельной ракетой, предположительно - X-35.
Масса «Альтиуса-У» составляет порядка 5—6 тонн, боевая нагрузка — 1—2 тонны (по разным данным), размах крыла — 28,5 м, длина корпуса — 11,6 м, крейсерская скорость — 150—250 км/ч. БПЛА способен подниматься на высоту 12 тыс. м и преодолевать расстояние до 10 тыс. км.
Однако главным детищем «Кронштадта» считается беспилотник «Орион». Масса БПЛА составляет 1 тонну, боевой нагрузки — 200 кг. Размах крыльев аппарата достигает 16 м, длина корпуса — 8 м, потолок высоты — 7,5 км. В воздухе БПЛА может находиться до 24 часов, но дальность его полёта невелика — 300 км.
Сейчас «Кронштадт» создаёт модернизированную версию «Ориона». Её макет был представлен на МАКС-2019. Как рассказал в интервью RT генеральный директор «Кронштадта» Сергей Богатиков, БПЛА имеет дополнительный контур управления, который позволяет интегрировать аппарат в информационные системы РФ и зарубежных государств.
В 2022 году «Кронштадт» планирует поднять в воздух перспективный тяжёлый беспилотник «Сириус». БПЛА будет способен преодолевать расстояние 10 тыс. км и находиться в воздухе до 40 часов. Масса полезной нагрузки беспилотника — 1 тонна, длина — 13 м, размах крыльев — 30 м, крейсерская скорость — 295 км/ч, высота полёта — до 12 км.
Как отметил Сергей Богатиков, «Сириус» будет управляться с помощью спутникового канала. Аппарат не будет привязан к традиционным средствам связи, поэтому, как полагает руководитель «Кронштадта», беспилотником будет проще управлять в условиях труднодоступной местности, где часто прерывается радиосигнал.
Появление линейки тяжёлых разведывательно-ударных БПЛА заметно повысит боевые возможности Воздушно-космических сил и ВМФ России. Кроме того, применение таких аппаратов снизит риск для жизни и здоровья военных лётчиков.