По своим масштабам потрясения первой половины 2020 года превзошли предыдущие кризисы 2008–2009 и 2014–2015 годов, отмечают аудиторы Счётной палаты РФ. Директивное ограничение деловой активности, вызванное пандемией коронавируса и катастрофическим сокращением международного и внутреннего авиасообщения, является «уникальным фактором, примеров которому в современной экономической истории трудно найти».
Потери экономики России в результате введения режима самоизоляции населения за первое полугодие 2020 года достигли примерно 8% изначально ожидавшегося ВВП 2020 года, но характер восстановления по мере снятия карантинных ограничений свидетельствует о том, что по итогам года масштабы падения стали заметно меньше.
Гражданская авиация является одной из наиболее пострадавших отраслей в текущих условиях экономического кризиса. Общий пассажирооборот за январь-декабрь 2020 года составил 47,5% к уровню 2019 г., в абсолютных показателях — 153,5 млн пасс.км. против 322,9 млн пасс.км. Пассажиропоток в 2020 году снизился на 46% и составил 69,2 млн пассажиров против 128,1 млн пасс. Такого стремительного сокращения объёмов перевозок в течение одного года не было отмечено ни в один из предыдущих кризисов, и как отмечают аудиторы СП, финансово-экономическая устойчивость отечественных авиакомпаний значительно снизилась и продолжает ухудшаться.

По данным Росавиации, из первых 15 авиакомпаний в 2020 году по отношению к 2019 году наибольшее падение объёмов перевозок показали:
- «АЗУР эйр» — 5,7 млн пасс. в 2019 году и 1,9 млн пасс. в 2020 г. или 33,3%
- «Икар» — 2,1 млн пасс. в 2019 г. и 760 тыс. в 2020 г. или 35,2%
- «Аэрофлот» — 37,2 млн пасс. в 2019 г. и 14,5 млн пасс. в 2020 г. или 39,1%
Наилучшие показатели по пассажиропотоку у авиакомпании «Азимут» — падение по итогам 2020 года составило только 2,1%:
- «Азимут» — 1 млн 247 тыс. пасс. в 2019 г. и 1 млн 221 тыс. пасс в 2020 г. или 97,9%
- «Победа» — 10,2 млн пасс. в 2020 г. и 9 млн пасс в 2020 г. или 88,3%
- S7 Airlines — 14 млн пасс. в 2019 г. и 12,3 млн пасс. в 2020 г. или 87,9%
При этом авиакомпания «Азимут» стала единственным российским перевозчиком из ТОП-15, у которого пассажирооборот по итогам 2020 вырос на 2,3%, что в абсолютных цифрах составляет 1 млн 752 тыс. 210 пасс.км. против 1 млн 712 тыс. 637 пасс.км. в 2019 году или 102,3% к 2019 г. В парке «Азимута» 13 региональных ВС Superjet 100, авиакомпания обслуживает межрегиональные маршруты в обход Московского авиаузла. Базовыми аэропортами авиакомпании являются Платов (Ростов-на-Дону) и Пашковский (Краснодар).
Грузовые авиаперевозки в 2020 году выросли на 2% по сравнению с 2019 годом — до 1,17 млн тонн. Больше всего грузов и почты перевезли авиакомпании AirBridgeCargo (527 тыс. тонн, -3% к 2019 году) и «Аэрофлот» (159 тыс. тонн, -27%).
В условиях падения пассажиропотока, гражданские авиакомпании нарастили объёмы грузоперевозок:
- Royal Flight — почти в 23 раза (до 6,9 тыс. тонн);
- Azur Air — в 13 раз (до 4,2 тыс. тонн);
- Nordwind Airlines — в 2 с лишним раза (до 10,4 тыс. тонн);
- «Уральские авиалинии» — в 1,5 раза (до 34,4 тыс. тонн).
В 2021 году спрос на грузоперевозки сохранится, границы в большинстве своем пока для туристов остаются закрытыми, поэтому пассажирские перевозчики продолжат возить грузы и, возможно, подключатся к доставке вакцин от коронавируса.
2020 год стал для отечественных авиакомпаний беспрецедентным по ухудшению их финансово-экономической устойчивости — операционные убытки пассажирских авиакомпаний по итогам года могут достигнуть 200 млрд. руб.
Принятые самими авиакомпаниями и Правительством Российской Федерации меры лишь на краткосрочный период стабилизировали ситуацию на воздушном транспорте и позволили не допустить в этом году массовых банкротств
отечественных авиаперевозчиков.