Анатолий Квочур

Опустела без тебя Земля… Памяти Анатолия Квочура

24 мая 2024 года в ДК «Стрела» прошел вечер памяти, посвященный Герою Российской Федерации, заслуженному лётчику-испытателю СССР Анатолию Квочуру. «Русская летающая легенда», «Летчик от Бога» – так называли его еще при жизни отечественные и зарубежные специалисты и средства массовой информации. Западные обозреватели включили Квочура даже в символическую десятку лучших летчиков-испытателей мира. Именно экипаж Су-30 под его руководством совершил рекордный беспосадочный перелет протяжённостью 12 тысяч 417 километров Москва – Дальний Восток и обратно по маршруту Валерия Чкалова.

ДК «Стрела» принял в этот день родственников летчика, летчиков – испытателей и жителей г.Жуковского. Вел вечер памяти историк авиации Андрей Симонов.

Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться

Анатолий Квочур родился 16 апреля 1952 года в селе Мазуровка Черневецкого района Винницкой области. Отец – Квочур Николай Петрович, агроном, всю жизнь проработал на полях. Мать – Квочур Федора Марковна работала начальником сельского узла связи.

В становлении Анатолия в течение всей жизни огромную роль играло понятие «Учитель» с большой буквы. Для него таковыми были в детсве отец и мать, затем дед и крестный, первая учительница Надежда Петровна, преподаватели математики и физики в старших классах.

В результате с детских лет Анатолий приобрел уверенность в том, что человек, в принципе, может достичь любой цели при условии его целеустремленности, самодисциплины, трудолюбия, любви к родной земле. Видимо поэтому, примерно с 10-летнего возраста в нем стало формироваться неистребимое желание стать защитником Родины, что тогда ему представлялось в основном в роли военного летчика, и конечно, летчика-истребителя. Со временем это желание переросло в твердое убеждение и жесткую программу подготовки к поступлению в летное училище. В школе он усиленно занимался спортом, серьезно относился к школьным предметам, особенно к математике и физике.

Становление летчика

После десятилетки Анатолий Квочур без особого труда поступил в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М. Комарова. С началом первых полетов на учебном самолете в училище выяснилось, что профессия летчика – это не только умение летать, это почти неограниченная возможность самосовершенствования через познание. Поэтому дальнейшее освоение летной профессии и новых типов летательных аппаратов, как в училище, так и в последующей карьере Квочура, проходило больше на инициативной основе, что выражалось в постоянно потребности знать о мире летания как можно больше, в постоянном изучении всевозможных справочников и специальной литературы, необязательных, но полезных расчетов тех или иных характеристик самолета и конкретных маневров.

В училище Анатолию Квочуру повезло. Его учителя – летчики-инструкторы старший лейтенант Засько Иван Николаевич, капитан Никитенко Ким Владимирович и старший лейтенант Кондратьев Валерий Иванович были настоящими патриотами своего дела, хорошими, а в чем то даже лучшими специалистами в учебных полках училища.

После окончания училища в 1973 году лейтенанта Квочура направили для прохождения боевой службы в Группу Советских войск в Восточной Германии. Летал на самолетах Су-7Б, Су-7У, Су-17М, МиГ-15 УТИ. Через два года стал командиром звенаистребителей-бомбардировщиков.

В 1975 году командир дивизии генерал В.В.Скарюкин, отметив талант лейтенанта Квочура, написал ему рекомендательное письмо для поступления в Школу летчиков-испытателей. Письмо было адресовано выдающемуся летчику-испытателю, в то время шеф-пилоту ОКБ имени Микояна Александру Васильевичу Федотову.

Счастливый билет

Содержание письма неизвестно, но заслуженный летчик-испытатель СССР, многократный рекордсмен мира Герой Советского Союза Федотов оказал содействие Квочуру в вызове на вступительные экзамены в школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности явно молодого для такой работы лейтенанта.

Лейтенант экзамены сдал успешно, но в процессе учебы и при распределении по ее окончании А.В.Федотов подчеркнуто не интересовался судьбой своего протеже. Лишь в 1981 году, когда из-за травм, полученных в результате аварий, одновременно три ведущих летчика-испытателя ОКБ имени Микояна, включая самого Федотова, на некоторое время выбыли из строя, Федотов организовал приказ Министра авиационной промышленности о переводе летчика-испытателя Комсомольского-на-Амуре авиационного завода Анатолия Квочура в ОКБ имени Микояна.

Для того времени такой перевод был довольно редким событием. Работа в качестве летчика-испытателя во всемирно известной фирме «МиГ» была заветной мечтой большинства молодых летчиков-испытателей страны. Вот что сказал летчик-испытатель М.М.Комаров, погибший в испытательном полете в 1970 году и также являвший воспитанником А.В. Федотова:

– Вероятность стать летчиком-испытателем фирмы Микояна приблизительно равна вероятности выигрыша ста тысяч рублей по трамвайному билету. Можно сказать, что Квочур такой выигрышный билет вытащил...

Школу Седова-Федотова он называл школой безопасных и результативных испытаний. Благодаря этой школе многие лётчики прожили гораздо большую, чем среднестатистическая, лётную жизнь и принесли немалую пользу государству.

Я – летчик-испытатель

За годы работы летчиком-испытателем Анатолий Квочур провел многочисленные испытания новых самолетов и вооружения, в том числе: летные испытания самолета МиГ-29, многочисленные испытания ракет нового поколения «воздух-воздух" и «воздух-поверхность", испытания палубного варианта самолета МиГ-29, совместно с испытаниями систем первого отечественного авианосца «Адмирал Кузнецов" (первая посадка и первый взлет с авианосца ночью, подготовка первых палубных летчиков к полетам с авианосца). С середины 80-х годов в качестве ведущего летчика-испытателя он принимал участие в работе над проектом истребителя нового поколения (МФИ), который впервые поднялся в воздух в 2000 году.

В 1991 году А.Н. Квочур переходит в Летно-исследовательский институт (ЛИИ) имени М.М. Громова в качестве летчика-испытателя. Именно здесь в 1992 г. было основано Государственное унитарное предприятие «Пилотажно-исследовательский центр» для выполнения исследовательских программ по проектированию кабин и органов управления маневренных самолетов, спутниковой радионавигации, дозаправки в воздухе, сверхдальним беспосадочным перелетам, сверхманевренности, медицине, а также с целью профессионального выполнения показательных полетов на самолетах Су-27, Су-30 и МиГ-29 одиночно и в группе.

Пилотажная группа осуществила ряд показательных выступлений в различных авиационных мероприятиях, включая такие известные, как: «Мосаэрошоу-92», МАКС-93, 95, 97, 99», «Таиланд-93», «Дубай-93», "ИЛА-94», «Фарнборо-94, 98», «Австралия-95», «Ле Бурже-95», «Прага - 95, 97», «Сингапур - 96, 98», «Джакарта-96», «Чжухай-96, 98» (КНР), «ЛИМА-99», а также десятки раз участвовала в авиапоказах в Великобритании, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах, Италии, Австрии, Польше, Финляндии.

А.Н. Квочур разработал методы пилотирования и управления одиночно и парой истребителей четвертого поколения при выполнении качественно новых маневров (некоторые элементы уникальны и до сих пор никем в мире не повторены). Им также разработаны методики и подготовлены лётчики к международным перелетам на одноместном и двухместном истребителях; к выполнению показательных полётов на предельных режимах (трое из них удостоены звания Героя Российской Федерации). Созданы и отработаны методики выполнения групповых дальних (в том числе международных) перелётов с дозаправками в воздухе с целью повышения безопасности, рекламного эффекта, а также снижения затрат и уменьшения расхода ресурса самолеёов (ни ранее, ни в настоящее время в России не применяется).

Особо выделяются уникальный сверхдальний перелет в Австралию и обратно в марте 1995 года и через Северный полюс по замкнутому маршруту в июле и сентябре 1999 года. Одноместный истребитель Су-27, пилотируемый командиром группы А.Н.Квочуром, преодолел около 15 тысяч километров с дозаправками топливом в воздухе и всего двумя промежуточными посадками на пути в Австралию. В полетах по отработке спутникового радионавигационного комплекса (СРНК) в акватории Северного Ледовитого океана с проходом над Северных полюсом были достигнуты рекордная дальность и продолжительность полета для одноместного истребителя (11 ч 29 мин).

Физической форме Анатолия Квочура можно было позавидовать. Несмотря на два катапультирования и огромный летный стаж, он идеально попадал в типаж настоящего Героя: атлетическое телосложение, безупречная осанка, сильные руки.

– До 17 лет я пытался заниматься тяжелой атлетикой, – вспоминал Анатолий Николаевич. – Но в летном училище объяснили, что это не самое лучшее для здоровья летчика занятие. Спорт, впрочем, не бросал никогда. Десять лет занимался каратэ, но после второго катапультирования пришлось оставить это дело.

За годы работы лётчиком-испытателем общий налет Анатолия Квочура составил около 4 800 часов, из них испытательный – около 3 500 часов (в основном на самолётах-истребителях). Он освоил около 90 типов летательных аппаратов (с модификациями), в том числе провел испытания опытных самолётов МиГ-29, МиГ-29М, МиГ-29К, МиГ-31М, изделия «07», заводские испытания серийных Су-17 и Су-22 различных модификаций (в том числе сдано в Ливии иностранному заказчику 40 самолётов), а также освоил 9 летательных аппаратов стран НАТО.

Анатолий Квочур в совершенстве владел многими фигурами высшего пилотажа. Многие из них он довел до совершенства на самолетах последнего поколения. Например, исполнение такой фигуры как «Колокол» он отработал на Миг-29, подготовил методику безопасности и впервые продемонстрировал вместе с другими летчиками-испытателями ОКБ имени Микояна на международной авиасалоне «Фарнборо-88».

Известный английский эксперт летчик-испытатель Джон Фарли, комментируя пилотаж Квочура, говорил:

– Его я сравнил бы с исполнением классической музыки, в частности «Лунной сонаты», к восприятию которой можно быть подготовленным в большей или меньшей степени, но которая нравится всем. По поводу же личных впечатлений могу сказать, что летчик явно не «борется» с самолетом и такое полное взаимопонимание делает их как бы единым целым, приводя к совершенству всех движений.

В 1992 году Заслуженный летчик-испытатель СССР Анатолий Квочур был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации. Он также награжден орденами Трудового Красного Знамени и «За заслуги перед Отечеством» III степени, а также орденом Петра Великого I степени Национального комитета общественных наград и международным орденом Леонардо да Винчи «За выдающиеся заслуги перед народами».

В свободное время, когда удавалось не думать о работе, Анатолий Николаевич очень любил читать, особенно произведения Ефремова, Лемма, Стругацких. Его любимыми фильмами были «Повесть о настоящем человеке», «Семнадцать мгновений весны». Жил и работал в городе Жуковском Московской области.

Анатолий Квочур скончался 15 апреля 2024 года за 1 день до своего 72-летия после продолжительной болезни. Похороны прошли 17 апреля, в Жуковском состоялось отпевание в храме Преображения Господня, после чего лётчик отправился в последний путь к месту захоронения на Федеральном военном мемориале «Пантеон защитников Отечества». При выносе тела самолёт Як-130 выполнил пролёт и полупетлю.

По словам жены летчика Ольги, до 65 лет Анатолий Квочур летал на истребителях, «горел» идеями, любил свою профессию и постоянно совершенствовался в ней. Все, чего он касался, старался делать максимально хорошо.

– Это человек, который не отдыхал никогда. Постоянно в работе, постоянно в идеях, в какой-то деятельности. Наша семья понесла невосполнимую утрату. Мы скорбим, но знаем, что память о нем останется в сердцах и душах людей еще на долгие годы.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...