В ряде российских аэропортов продолжаются работы по строительству или реконструкции аэродромной инфраструктуры и пассажирских терминалов. Модернизация аэропортов и посадочных площадок проводится в рамках национального проекта «Модернизация транспортной инфраструктуры» и федерального проекта «Развитие региональных аэропортов».
В этом материале расскажем о некоторых наиболее значимых проектах.
Кемерово
В международном аэропорту Кемерово имени Алексея Леонова продолжаются работы по реконструкции. Ведётся укладка покрытия на участке взлётно-посадочной полосы длиной 1020 метров. Бетоном уже укрыто 55% полосы. Реконструкция проводится без прекращения лётной деятельности аэропорта.
В марте 2023 года в рамках подготовки к проведению работ был перенесён порог взлётно-посадочной полосы (до 2000 м). Для продолжения эксплуатации ВПП была выполнена маркировка покрытия сокращённого участка. Завершить первый этап реконструкции полосы планируется в этом году.
Ожидается, что объём пассажирских перевозок в аэропорту Кемерово к 2035 году составит более 700 тыс. человек в год. Интенсивность движения воздушных судов составит 4810 взлётно-посадочных операций в год.
Шикотан
Главгосэкспертиза выдала положительное заключение на строительство посадочной площадки на острове Шикотан Сахалинской области.
Шикотан – самый крупный остров Малой гряды Курильских островов. Его площадь составляет 225 квадратных километров. Помимо живописных видов, бухт, разнообразной флоры и фауны, на острове находится мыс Край света, с которого открывается панорама безбрежного океана – до ближайшей суши более пяти тысяч километров. Сейчас местные жители могут добраться до материка лишь на пароме – вертолётную площадку используют только службы МЧС, санитарная авиация и администрация Южно-Курильского городского округа.
Новую посадочную площадку построят на восточном склоне горы Ноторо вдоль левого берега реки Горобец. Она будет ориентирована с севера на юг – это наиболее оптимальный и целесообразный вариант размещения объекта на данной местности. Проектом предусмотрены грунтовая взлётно-посадочная полоса длиной 730 метров, перрон на две стоянки самолётов, контрольно-диспетчерский пункт, площадка метеорологических наблюдений с мачтой высотой 10 метров и другие объекты.
Посадочная площадка сможет обслуживать лёгкие пассажирские самолёты с количеством кресел не более 19, которые смогут выполнять до 300 вылетов в год. С появлением на Шикотане аэродрома будет возможно регулярное круглогодичное авиасообщение с Южно-Сахалинском и Южно-Курильском.
Хабаровск
ВЭБ.РФ открыл финансирование строительства терминала международных авиалиний аэропорта в Хабаровске. Всего будет предоставлено 3 млрд рублей кредитных средств, включая 1,5 млрд рублей льготного финансирования – субсидия на реализацию приоритетных инвестиционных проектов на территории Дальнего Востока и Арктики. Общая стоимость проекта составляет 5,7 млрд рублей. По оценкам экспертов, пассажиропоток международных авиалиний хабаровского аэропорта вырастет к 2030 году до 468 тысяч пассажиров в год.
Новый терминал войдёт в единый аэровокзальный комплекс и будет интегрирован с действующим зданием пассажирского терминала внутренних авиалиний. Терминал будет оснащён двумя телетрапами, семью лифтами различного назначения, шестью эскалаторами, двумя уровнями автоматизированной обработки багажа и 11 стойками регистрации.
Строительная готовность терминала составляет более 55%, завершены бетонные работы, собран металлический каркас здания, смонтирована облицовка фасадов и крыши, закрыт тепловой контур здания, подано тепло и электричество. В новом терминале будет обустроен современный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации. При проектировании не оставлено без внимания соблюдение мероприятий госпрограммы «Доступная среда». Завершение строительства запланировано на IV квартал 2024 года.
Барнаул
Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проектной документации и результатам инженерных изысканий на строительства нового аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий Международного аэропорта Барнаул. Он сможет обслуживать ежегодно более 834 тысяч пассажиров. Прежнее здание, построенное в 1967 году, будет переориентировано на международные рейсы. Аэровокзальный комплекс внутренних воздушных линий станет в два раза больше существующего и займёт площадь в 9800 кв. м.
По информации сайта госзакупок начальная (максимальная) цена договора строительства нового аэровокзала составляет 6,5 млрд рублей. 11 сентября будут подведены итоги торгов.
Новое трёхэтажное здание терминала возведут вблизи перрона в юго-восточной части аэродрома. Также благоустроят привокзальную площадь – поставят скамейки в зоне отдыха, автоматические шлагбаумы, оградят участок «чистой зоны», постелют газоны, установят освещение, обустроят парковочные места. Между зданием терминала и пассажирским перроном будет обустроен аванперрон с сервисной дорогой, зонами посадки-высадки в автобусы и зоной для размещения спецтехники. Новый терминал оборудуют тремя телетрапами. Пропускная способность комплекса составит 600 пассажиров в час, ежегодный пассажиропоток составит 834 тыс. человек.
В настоящее время из барнаульского аэропорта выполняются рейсы в два аэропорта Москвы, в Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Омск, Санкт-Петербург, Сочи, Красноярск, Сургут и Тюмень.
Магнитогорск
С 1 июня 2023 года аэропорт Магнитогорска закрыт для внутренних и международных рейсов, но только на время реконструкции взлетно-посадочной полосы. По окончании основных работ на летном поле, предположительно в октябре этого года, реконструкция аэропорта продолжится в обычном режиме обслуживания полётов. Будут увеличены места стоянки воздушных судов, установят новое метеорологическое оборудование, построят контрольно-пропускной пункт и здание аварийно-спасательной станции, обновят инженерные системы и коммуникации. Полностью завершить работы, включенные в федеральную программу «Развитие региональных аэропортов», планируют в 2024 году.
В числе главных отличительных особенностей реконструкции аэропорта – решения по восстановлению покрытий лётного поля. При проектировании искусственных покрытий взлётно-посадочной полосы потребовалось составление сложной расчётной схемы, включающей в себя старые слои цементобетонного покрытия и новую конструкцию его усиления. Расчётное обоснование толщины конструкции аэродромного покрытия было выполнено с учётом коэффициента К2, учитывающего влияние прослойки из бетона марки В10 в соответствии с новым Пособием по проектированию аэродромных покрытий. Оно было разработано в развитие норм СП 121.13330.2019 «Аэродромы», утверждённого приказом Минстроя России №64/пр от 30 января 2019 года. И таким образом, аэропорт Магнитогорска стал одним из первых в стране, где в ходе реконструкции были применены новые правила проектирования взлётно-посадочных полос.
Территория аэропорта Магнитогорска расположена в 14 км западнее города. По современной классификации он относится к категории горных аэропортов класса Б. Его единственная ВПП длиной 3250 м и шириной 45 м позволяет принимать все типы воздушных судов. Её пропускная способность в режиме чередования взлетающих и приземляющихся воздушных судов составляет 11 взлётно-посадочных операций в час. А с учётом пропускной способности пассажирского перрона пропускная способность ВПП составляет 102 взлёт/посадки в сутки.
Аэродром Эльгинского месторождения
Главгосэкспертиза России выдала положительное заключение по итогам рассмотрения проектно-сметной документации на первый этап строительства посадочной площадки Эльга в составе инфраструктуры Эльгинского угольного комплекса в Якутии. Модернизация Эльгинского месторождения – ключевой этап реализации программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года и национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года.
«Строительство посадочной площадки на территории угольного комплекса поспособствует наращиванию мощности и оптимизации транспортной работы всего Эльгинского угольного комплекса. Новый объект даст возможность для дальнейшего развития одного из самых больших месторождений полезных ископаемых в регионе», – отметил заместитель начальника Главгосэкспертизы России Михаил Каменских.
Из-за отдалённого местонахождения Эльги транспортная доступность угольного комплекса затруднена. Ближайший аэропорт находится в 415 километрах, а Байкало-Амурская магистраль – в 300 километрах. Логистику в регионе осложняют и погодные условия – в период дождей дорогу размывает, и перевозка рабочих или необходимых грузов занимает больше времени. Появление аэропорта сократит время в пути, что положительно отразится на производительности всего объекта.
В рамках первого этапа строительства проведут подготовительные работы, в частности обустроят подъездные автодороги. На следующем этапе здесь разместят искусственную взлётно-посадочную полосу длиной 2200 метров с площадкой, перрон для воздушных судов, метеоплощадку, светосигнальное оборудование и ряд дополнительных сооружений. Кроме того, для регулярных, специальных и других наблюдений за состоянием погоды вновь сформируют структурное подразделение авиационно-метеорологической службы АМС Эльга.
Посадочная площадка рассчитана на приём лёгких пассажирских турбовинтовых и турбореактивных самолётов. Также планируется эксплуатация вертолётов семейства Ми-8/17/171.