Николай Горяйнов — укротитель советского грубияна М-50

Коллаж © «Авиация России»

18 сентября 2024 года Герою Советского Союза, заслуженному летчику-испытателю СССР Николаю Иосифовичу Горяйнову исполнилось бы 100 лет. Его жизнь – пример самоотверженного служения авиации. Моложе большинства своих товарищей-испытателей, взрывной, импульсивный, он летал великолепно, хотя и с некоторым надрывом, в каждом полете выкладывался весь, без остатка. Порой неоправданно рисковал, но победителей не судят.

16 сентября 1959 года Горяйнов установил два мировых авиационных рекорда высоты и грузоподъемности на самолете 3М: высоты с грузом 5 000 и 10 000 кг (15 317 м). В 1959 году выполнил первый полет и провел комплекс заводских испытаний сверхзвукового стратегического бомбардировщика М-50 (по классификации НАТО – "Грубиян").

В течение 10 лет Николай Иосифович Горяйнов был летчиком-испытателем ОКБ А.Н.Туполева. В 1969 году поднял в небо первый сернийный пассажирский лайнер Ту-154 на Куйбышевском авиационном заводе. Летчик также принимал участие в испытаниях самолетов Ту-104, Ту-22, Ту-134 и других. Его летный стаж превысил 29 лет, им было освоено 43 типа самолёта и 1 тип вертолёта. Летчик совершил более 7.000 полётов.

100-летию со дня рождения Николая Горяйнова было посвящено очередное заседание Клуба любителей авиации «Взлётная полоса», которое состоялось 19 сентября во Дворце культуры Жуковского. На нем присутствовали лётчики-испытатели, родные и близкие героя, в частности, его внучка, российская теле- и радиоведущая, журналистка и предприниматель Елена Ищеева. Вел заседание историк авиации Андрей Симонов.

27 октября 1957 г. После первого полёта самолёта М-50

Николай Горяйнов родился 18 сентября 1924 г. в с. Нижний Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии, сейчас это поселок городского типа Белоомут Луховицкого района Московской области. Отец Иосиф Николаевич – портной-надомник, мать Прасковья Макаровна – домохозяйка. В семье было четверо детей: Николай, Антонина, Анатолий и Владимир, старшим из которых был Николай. Желая быть призванным в действующую армию, приписал себе один год, поэтому в документах указан 1923 г. как год его рождения.

Отец, участник Великой Отечественной войны, пропал без вести под Смоленском в 1941 году. Сестра – Антонина Иосифовна добровольцем ушла на фронт, в 1942-1945 гг. служила шестым номером расчета зенитного орудия 24-й батареи 1764-го зенитно-артиллерийского полка противовоздушной обороны Московского военного округа. Участвовала в первых салютах в честь освобождения городов Курска и Белгорода.

Коля Горяйнов окончил 7 классов Белоомутской средней школы, был комсоргом. В 1941 г. окончил Касимовский аэроклуб. В Красной Армии – с апреля 1941 г. В 1943 году окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов им. А.К. Серова (ныне Краснодарский филиал «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина); оставлен в ней летчиком-инструктором, в этой должности служил до 1947 г. Член ВКП(б) с 1947 г.

В 1948 г. окончил Высшую офицерскую авиационно-инструкторскую школу в г. Грозный. В июле этого же года состоялась свадьба с 25-летней Марией Петровной Шустер.

В 1953 году Николай Иосифович окончил школу летчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ, Жуковский). В этом выпуске из 22 летчиков восемь стали Героями Советского Союза (каждый третий), а 13 – Заслуженными летчиками-испытателями СССР.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...