На самолёте SSJ100 проведут лётный эксперимент по измерению деформации крыла в полёте

Подготовка борта 97003 к лётным экспериментам по исследованию крутки крыла / Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Специалисты департамента аэродинамических характеристик ПАО «Яковлев» совместно с Центральным аэрогидродинамическим институтом (ЦАГИ) проведут лётные эксперименты по валидации расчётных методик, применяемых для определения полётной крутки крыла. Для этого на одном из самых первых опытных самолётов SSJ100 (б/н 97003) по всему размаху крыла была установлена система измерения давления и деформации в полёте. Разработчиком системы и поставщиком всех её компонентов также является ЦАГИ.

Полётная крутка крыла представляет собой изменение углового положения локальных сечений относительно базовой плоскости под действием аэродинамических сил. Несовпадение центра давления, центра жёсткости и центра масс приводит к комплексному изгибу и закручиванию крыла. На опытном «Суперджете» реализована схема, при которой датчики давления и деформации фиксируют параметры в реальном времени, на всех критических участках размаха. Они передают на регистрирующие устройства локальные и интегральные изменения угловых характеристик.

В рамках испытаний будут проанализированы не только геометрическая, но и аэродинамическая крутка. Геометрическая крутка определяется изменением угла установки профиля по размаху, а аэродинамическая – достигается за счёт изменения геометрии профиля (его относительной толщины и кривизны) вдоль крыла, что приводит к изменению аэродинамических характеристик сечения. Целью применения крутки является обеспечение такого развития срыва потока при сваливании, при котором он в последнюю очередь происходит в зонах, занятых элеронами. Благодаря этому элероны остаются функциональны, обеспечивая пилоту в критической ситуации возможность сохранить или вернуть управление самолётом.

Программа эксперимента включает три полёта с выдерживанием заданных режимов. Будут выполняться виражи, горизонтальные площадки, взлёт, посадка, конвейеры с различными весами и центровками. Для отслеживания крутки установлена высокоточная камера, управление которой происходит со штатного рабочего места оператора в салоне самолёта.

«Управление высокоточной камерой происходит со штатного рабочего места оператора. В полете при выполнении режимов крыло всегда имеет свою деформацию. Высокоточная камера фиксирует изменение положения точек», – рассказал ведущий инженер по лётным испытаниям ПАО «Яковлев» Владислав Тюрин.

По его словам, совместно с системой измерения деформации на крыле установлены датчики для сбора данных изменения давления на крыле, она работает автономно и не требует вмешательства во время полёта. Запись показаний ведётся непрерывно, а затем после завершения полёта информация считывается и анализируется специалистами.

Сопоставление экспериментальных данных с расчётными моделями позволяет корректировать параметры жёсткости, распределения массы и аэродинамических характеристик крыла. «Верификация расчётных методик снижает вероятность возникновения нежелательных последствий, связанных с закручиванием и срывом потока, а также даёт разработчикам информацию для оптимизации конструкции для достижения требуемых лётных характеристик. Полученные результаты интегрируются в цифровые модели, используемые при проектировании новых самолётов», – отметили в ОАК.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...