На форуме двигателестроения ОДК демонстрирует инновации и прорывные технологии на примере ПД-14 и ПД-35

Макет двигателя ПД-35 / Фото: © журнал «Взлёт»

Объединённая двигателестроительная корпорация (ОДК) демонстрирует на Международном форуме двигателестроения, который проходит в Москве с 23 по 25 октября 2024 года, свои достижения в технологиях создания газотурбинных двигателей. Среди новинок компания представила лопатки для двигателя-демонстратора ПД-35, сообщили в пресс-службе ОДК.

«В экспозиции на стенде ОДК представлены рабочие и сопловые лопатки турбины низкого давления двигателя ПД-35, которые были изготовлены с использованием аддитивных технологий. Применение 3D-печати позволило достичь высокой точности формы деталей, существенно сократить затраты времени и материалов на производство. Также здесь представленная лопатка вентилятора из полимерных композитов, а углепластики обеспечивают уменьшение массы конечного изделия до 30 процентов», – отметил представитель ОДК на выставке.

Аддитивные технологии и применение полимерно-композиционных материалов одними из приоритетных направлений в разработках ОДК. Их внедрение является основой для создания перспективных авиационных двигателей, позволяя значительно улучшить их эксплуатационные характеристики. Современные технологии и материалы критически важны для обеспечения конкурентоспособности российской авиации на международном рынке.

Одним из главных параметров, характеризующий прогресс в авиадвигателестроении, считается температура газа перед турбиной. Переход к каждому новому поколению газотурбинных двигателей, а всего их насчитывают пять, определялся ростом этой температуры на 100–200 градусов. Так, температура газа у ТРД 1-го поколения, появившихся в конце 1940-х годов, не превышала 876°С (1150°К), у 2-го поколения (1950-е гг.) этот показатель вырос до 976°С (1250°К), в 3-м поколении (1960-е гг.) – поднялся до 1176°С (1450°К), у двигателей 4-го поколения (1970–1980 гг.) температура газа дошла до 1376°С (1650°К). Лопатки турбин двигателей 5-го поколения, первые образцы которых появились на Западе в середине 90-х, работают при температуре 1626°С (1900°К). В настоящее время в мире только 15% двигателей, находящихся в эксплуатации, относятся к 5-му поколению.

Макет двигателя ПД-14 / Фото: © пресс-служба ОДК

Участникам форума предоставлена возможность ознакомиться с полноразмерным макетом первого отечественного серийного двигателя пятого поколения ПД-14 и изучить его конструкцию. Этот двигатель предназначен для среднемагистральных самолётов МС-21 и производится с использованием отечественных критических технологий и материалов, среди которых ключевую роль играют композиты.

Для ПД-14 было разработано 16 критических технологий: монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения, работоспособные при температуре газа до 2000°К, пустотелая широкохордная лопатка вентилятора из титанового сплава, благодаря которой удалось повысить КПД вентиляторной ступени на 5% в сравнении с ПС-90, малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава, звукопоглощающие конструкции из композиционных материалов, керамические покрытия на деталях горячей части, полые лопатки турбины низкого давления и др.

Особое внимание на форуме уделено кооперации ОДК с научным сообществом для развития критических технологий двигателестроения. Планируются обсуждения по перспективным направлениям развития, материалам и оборудованию. В рамках мероприятия состоится панельная дискуссия, посвящённая поддержке научных исследований и проектной деятельности в профильных вузах и научных институтах.

Темой обсуждения станет автоматизация производственных процессов в газотурбинном двигателестроении. Участники форума акцентируют внимание на роботизации как на одном из ключевых аспектов перспективного развития отрасли.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...