МиГ-35 — отложенный взлёт

19 июля генеральный конструктор Объединённой авиастроительной корпорации Сергей Коротков сообщил, что лётные испытания истребителя МиГ-35 начнутся в конце августа и продлятся до 2017 года. По завершении испытаний планируется заключить контракт на серийную поставку самолётов Министерству обороны РФ.


Эта прекрасная новость омрачается целым рядом обстоятельств. Причём, по большей части они не имеют непосредственного отношения к области военной техники — проектированию, изготовлению, эксплуатации. Дело в том, что, как ни нелепо это звучит, МиГ-35, подготовленный к лётным испытаниям, — это не МиГ-35, о котором столь долго говорят в РСК «МиГ». Представители прославленной корпорации, чьи истребители блистают в небе с советских времен (чего стоит хотя бы лучший в мире перехватчик МиГ-31, созданный в 1981 году), признают, что под МиГ-35 они понимают усовершенствованный вариант истребителя МиГ-29М/М2. Потому что пока ещё не готовы все системы истребителя поколения 4++. В связи с чем у машины отпадает один плюсик. И это спустя 14 лет после начала работ по созданию МиГ-35.

Главные причины огромной задержки кроются в том, что в постсоветский период ОКБ Сухого, десятилетиями соперничавшее с ОКБ Микояна и Гуревича, можно сказать, подмяло под себя конкурентов. И произошло это не столько за счёт борьбы конструкторских идей, сколько при помощи аппаратно-бюрократических игр. РСК «МиГ» финансировалась по самому остаточному принципу. Как говорится, лишь бы ноги не протянули. Все перспективные разработки сильно тормозились.

Исторически сложилось, что ОКБ Сухого специализировалось на тяжёлых истребителях, ОКБ Микояна и Гуревича — на лёгких. Когда в 2002 году встал вопрос о замене устаревших МиГ-29 на перспективные МиГ-35, лобби «Сухого» начало активно внедрять в высшие эшелоны руководства Минобороны идею о том, что заменять надо какой-либо «более основательной» машиной. Идея странная, поскольку для того, чтобы, скажем, разбомбить пару бронетранспортёров, привлекать Ту-160 довольно нелепо и слишком дорого. Однако эта идея в Минобороны неожиданно прижилась. Началось активное замещение лёгких истребителей тяжёлыми.

В результате к настоящему моменту в нашей истребительной авиации сложилась весьма странное положение, противоречащее классическим принципам строительства военной авиации. Согласно общемировой концепции, доля лёгких истребителей во фронтовой авиации должна составлять примерно две трети от общего количества самолётов. Такая формула составлена с учётом целого ряда факторов. В том числе, и экономических. Производство и эксплуатация лёгких истребителей существенно дешевле. И их потери легче восполнять. В ВВС России картина обратная — лёгкие МиГ-29 различных модификаций составляют одну треть парка самолётов. В нынешней ситуации неплохо было бы начать считать деньги. И это отнюдь не означает снижение боеготовности.

Благодаря нетехническим и неэкономическим критериям задвигаются не только затевающиеся РСК «МиГ» новые разработки, но и уже состоявшиеся. И чтобы увидеть достоинства перспективных машин семи пядей во лбу иметь не надо.

Красноречива история с палубным истребителем МиГ-29К. Его лётные испытания завершились в 2006 году. Однако принимать эту машину на вооружение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», заставленного тяжёлыми истребителями Су-33, не спешили. На вооружение МиГ-29К был принят лишь в 2013 году. К этому времени подоспел ещё один палубный истребитель — двухместный учебно-боевой МиГ-29КУБ.

МиГ-29КУБ
МиГ-29КУБ

При этом ВМФ не спешит заменять на крейсере не только палубные Су-33, которые и старее МиГов, и относятся к четвёртому поколению, но и откровенно более слабые учебно-тренировочные околозвуковые Су-25УТГ, на которых отсутствует вооружение. Но при этом Индия с большим энтузиазмом закупает для своего авианосца «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков») и строящегося нового авианосца именно МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Ситуация сложилась парадоксальная: ВМФ России эксплуатирует 24 МиГа (24 заказано), ВМФ Индии — 28 (30 заказано).

МиГ-29К в полтора раза легче и компактнее, чем Су-33. При этом, правда, он на столько же уступает в боевой нагрузке и дальности, но стоит вдвое дешевле. А час его эксплуатации дешевле в 2,5 раза. Вот такая получается арифметика.

И это при том, что лётные качества у самолётов примерно равны. Правда, МиГ несколько «проворнее». А вот авионика у него существенно лучше. Например, на МиГах установлена РЛС со щелевой антенной решёткой «Жук-МЭ», относящаяся к поколению 4+. На Су-33 стоит куда более скромная по возможностям РЛПК-27 (Н001), принятая на вооружение в 1985 году. Это была первая разработка НИИП им. Тихомирова.

Самолёт МиГ-35 — прекрасный лёгкий истребитель, способный конкурировать с лучшими самолётами не только в своём классе, но и среди более тяжёлых и мощных машин. Однако доказать это сейчас, когда он существует в виде незавершённого проекта, крайне сложно. Недавно МиГ-35, к которому проявляли интерес Индия и Египет, проиграл два тендера французскому «Рафалю». Обе страны даже пошли на большие затраты при покупке истребителя - лишь бы иметь синицу в руке, а не журавля в небе.

Хотя самолёт должен был появиться в войсках ещё год назад. Главная причина этой задержки состоит в том, что пока ещё не готова РЛС «Жук-А» с активной фазированной антенной решёткой, что является одним из признаков принадлежности самолёта к пятому поколению. РЛС, разработанную в концерне «Фазотрон-НИИР», ждут буквально «со дня на день», но всё никак не дождутся.

БРЛС с АФАР Жук-АЭ
МиГ-35 - БРЛС с АФАР Жук-АЭ

Правда, уже существует экспортный вариант — «Жук-АЭ», но его характеристики послабее. Вместо запланированной для МиГ-35 дальности обнаружения воздушных целей в 200 км на экспортном варианте РЛС этот показатель снижен до 150 км. Но все прочие функции отечественного варианта перенесены и на предназначенный для иноземцев. В частности, обе РЛС осуществляют картографирование местности и обеспечивает сверхзвуковой полёт с огибанием этого рельефа.

Так что самолёт, испытания которого начинаются в августе, вероятно, уже будет оснащён РЛС «Жук-АЭ». Всё же остальное на нём уже стоит.

Принято считать, и небезосновательно, что наиболее приближённым по своим качествам к пятому поколению истребителей является Су-35С, который также маркируется как 4++. Однако МиГ-35 готов с ним поспорить за этот титул. Но, разумеется, для этого необходимо как минимум пройти госиспытания. Как утверждают разработчики, на МиГе установлено самое «продвинутое» бортовое радиоэлектронное оборудование. Ни у одной «четвёрки», например, нет столь мощной системы радиоэлектронной борьбы. Да и лётные качества у него отменные.

При проектировании самолёта за счёт создания прекрасной аэродинамики удалось на 50% повысить внутренний запас топлива по отношению к МиГ-29, а также вдвое увеличить полезную нагрузку. Таким образом, по вооруженности и дальности действия самолёт сравнялся с тяжёлыми истребителями.

Новый двигатель в бесфорсажном режиме немного не дотягивает до сверхзвуковой скорости, что по силам Су-35С. Однако, в отличие от своего более тяжёлого собрата, имеет электронную систему управления. Также конструкторам удалось рекордно повысить надёжность двигателя. Во многом благодаря этому ресурс самолёта превышает 6000 часов.

В бортовой РЛС «Жук-А» использована активная фазированная антенная решётка. У БРЛС Су-35 решетка пассивная.

В системе управления вооружением используются также две оптико-локационные станции, имеющие телевизионный и тепловизорный каналы и лазерный дальномер и целеуказатель. У Су-35С лишь одна такая станция, работающая в передней полусфере. У МиГ-35 есть возможность обзора в нижней полусфере, что повышает эффективность поражения истребителем наземных объектов.

Облегчает работу пилота нашлемная система целеуказания, индикации и прицеливания.

Основные достоинства самолёта, как уже было сказано, состоят в использовании самого современного бортового радиоэлектронного оборудования. К тому же БРЭО построено по принципу открытой архитектуры, что существенно упрощает интеграцию новых видов вооружения и оборудования.

Сравнение ЛТХ МиГ-35 и Су-35С МиГ-35
данные неофициальные, могут быть изменены
Су-35С
Длина, м 17,3 21,9
Размах крыла, м 12,0 14,75
Площадь крыла, м² 38 62
Масса пустого, кг 11 000 19 500
Макс. взлётная масса, кг 29 700 34 500
Масса топлива, кг 5 830 11 500
Боевая нагрузка, кг 7 000 8 000
Число узлов подвески 8+1 12
Тяга двигателей, кгс 2х5500 2х8800
Тяга на форсаже, кгс 2х9400 2х14500
Макс. скорость на высоте, М 2,5 2,5
Макс. скорость у земли, км/ч 1 500 1 400
Практическая дальность, км ~2 400 МиГ-35Д
~3 100 МиГ-35
3 500
Практический потолок, м 17 500 20 00
Скороподъёмность, м/с 330 280
УВТ есть есть
РЛС с АФАР есть нет

Источник: Свободная пресса

PS. 24 ноября 2016 года без особой огласки поднялся в небо первый опытный образец нового российского многофункционального истребителя лёгкого класса МиГ-35 бортовой номер "702".

Самолет был построен на Производственном комплексе № 1 АО «РСК «МиГ» в подмосковных Луховицах в числе двух опытных ("предсерийных") образцов по контракту на проведение соответствующего ОКР с ВКС России.

Первый предсерийный МиГ-35, 12 декабря 2016 года, аэродром ЛИИ им. Громова, Жуковский / (с) Алексей В., http://russianplanes.net/id202012
Первый предсерийный МиГ-35, 12 декабря 2016 года, аэродром ЛИИ им. Громова, Жуковский / (с) Алексей В., http://russianplanes.net/id202012
Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (4 оценок, среднее: 4,75 из 5)
Загрузка...