Разработка ударного вертолёта Ми-28НМ (ночной модернизированный) началась в 2009 году. В этой машине инженеры ОКБ Миля учли все замечания, которые получил предшественник — Ми-28Н во время государственных испытаниях. На вертолёт установили принципиально новую надвтулочную радиолокационную станцию Н025, обеспечивающую круговой обзор, новую систему управления с элементами искусственного интеллекта, новые системы вооружения.
По контракту с Минобороны холдинг «Вертолёты России» поставит в войска 98 таких машин. В июле 2021 года Ми-28НМ будет представлен в лётной программе МАКС-2021, где выполнит демонстрационный полёт с элементами сложного пилотажа, применимыми в реальном воздушном бою.
Идеология построения базового вертолёта Ми-28Н закладывалась в конце 80-х годов ХХ века и основывалась на понимании его боевого применения и технологиях, выросших на опыте армейской авиации в Афганистане и других локальных конфликтах. Вертолёт создавался не в лучшее для отечественного авиастроения время — развал советской экономики, хроническое недофинансирование работ не позволили в то время реализовать задуманное в полном объёме, однако, несмотря на сложившуюся ситуацию, вертолёт получился, успешно прошёл государственные испытания и стал поступать в войска.
Как по идеологии применения, так и по используемым в конструкции технологиям, Ми-28НМ — это совсем другой вертолёт и его по праву можно считать вертолётом нового поколения, или «прорывным» вертолётом по сравнению с базовой моделью.
Применяемое на Ми-28НМ бортовое вооружение позволяет круглосуточно и при любой погоде обнаруживать и уничтожать объекты противника, находясь вне зоны поражения его ПВО. Современный комплекс обороны обеспечивает успешную защиту от атак наземных и воздушных систем ПВО противника, установленный комплекс средств связи и телекоммуникации даёт возможность взаимодействовать вертолётами в группе, функционировать в сетях воздушно-наземной связи, реализуя сетецентрические способы управления объектами вооружения на поле боя — своевременно, без задержек, получать информацию о противнике и своих войсках в закрытом помехозащищённом режиме.
При создании Ми-28НМ специалисты ОКБ Миля изучали и обобщили опыт боевого применения вертолётов Ми-28Н, Ми-35М и Ми-28НМ на различных театрах боевых действий, в том числе, «сирийский опыт» и опыт других современных боевых конфликтов. Совместно с представителями НИУ Минобороны РФ и Главного командования ВКС были проведены исследования способов повышения эффективности боевого применения вертолётов. Так, в ходе совместной работы в качестве основных направлений совершенствования базовых вертолетов Ми-28Н были определены следующие:
- Необходимость повышения выживаемости вертолёта в условиях радиоэлектронного и огневого воздействия со стороны противника. Для решения данного вопроса в состав Ми-28НМ включён современный бортовой комплекс обороны, позволяющий эффективно защищать вертолёт от средств РЭП и ПВО противника.
- Увеличение тактического радиуса боевого применения вертолёта. Для решения данного вопроса на Ми-28НМ проведены мероприятия по увеличению запаса топлива в основных баках, установке на вертолёт дополнительных протектированных топливных баков, что позволило значительно повысить тактический радиус боевого применения вертолёта.
- Расширение номенклатуры применяемых авиационных средств поражения в составе комплекса авиационного вооружения (КАВ) вертолёта. Для решения этого вопроса в состав КАВ Ми-28НМ включены круглосуточные управляемые ракеты нового поколения, в том числе и многоцелевые, позволяющие поражать цели, не входя в зону эффективного применения ПВО противника, неуправляемые ракеты нового поколения, обладающие большей номенклатурой применения и повышенным могуществом, бомбовое вооружение различного калибра.
Улучшение характеристик автономности боевого применения на Ми-28НМ достигается за счёт установки модернизированных вертолётных двигателей с системой автоматического регулирования нового поколения — ВК-2500П разработки «ОДК-Климов» и вспомогательной силовой установки ТА14-130-28.
Новым направлением повышения эффективности боевого применения вертолётов типа Ми-28НМ, успешно опробованным в реальных боевых условиях, является их включение в единое информационно-разведывательное цифровое пространство на поле боя. В данном случае вертолёты являются элементом разведывательно-ударного контура и способны в автоматизированном режиме получать актуальную информацию о противнике и условиях ведения боевых действий в заданном районе с использованием информационных сетей от средств разведки, в том числе и беспилотных.
К наиболее «прорывным» ещё до конца не исследованным направлениям, реализация которых значительно усилит боевые возможности вертолёта, можно отнести включение в состав КАВ Ми-28НМ лёгких многоцелевых управляемых ракет (ЛМУР), позволяющих поражать цели, не входя в зону эффективного применения ПВО противника, а также включение вертолётов в единое информационно-разведывательное цифровое пространство на поле боя.
Любой вертолёт, претендующий на круглосуточность и всепогодность боевого применения, должен иметь в составе бортового оборудования радиолокатор, позволяющий безопасно, в том числе и в автоматизированном режиме, пилотировать вертолёт в сложных метеоусловиях на малой и предельно малой высотах, обнаруживать наземные и воздушные объекты противника на дальностях, превышающих дальность применения бортового вооружения, обнаруживать препятствия и опасные метеообразования на безопасном расстоянии, выдавать целеуказание бортовому вооружению.
Для Ми-28НМ на Государственном Рязанском приборном заводе разработан надвтулочный бортовой радиолокационный комплекс Н025, который хорошо зарекомендовал себя в боевых условиях при апробации вертолёта в Сирийской Арабской Республике. Он обеспечил обнаружение наземных и надводных объектов противника, коррекцию счисления координат полёта вертолёта в условиях преднамеренных помех спутниковому навигационному каналу, а также целеуказание всепогодным средствам поражения. В ходе проводимых государственных совместных испытаний Национальный центр вертолётостроения (НЦВ) им. Миля и Камова планирует подтвердить все достоинства этого комплекса.
Применение композитных лопастей новой аэродинамической компоновки на боевых вертолётах Ми-28НМ и Ми-35М является ещё одним шагом в вопросе повышения эффективности боевого применения вертолётов за счёт повышения лётно-технических характеристик.
В настоящее время такие лопасти установлены на одном из вертолётов Ми-28НМ, начаты лётные испытания. Первые полёты по отзывам лётчиков-испытателей показали, что установка композитных лопастей новой аэродинамической компоновки привела к значительному снижению вибраций несущей системы Ми-28НМ, существенному повышению устойчивости вертолёта в полёте. Впереди предстоят испытания на скорость полёта машины с композитными лопастями новой формы.
Для Ми-28НМ создана лёгкая многоцелевая управляемая ракета повышенной боевой мощи. Опыт использования вертолёта, вооруженного такими ракетами, подтвердил высокую эффективность этого вооружения. По результатам боевого применения сформирован и выполняется план мероприятий, направленный на упрощение процесса пуска ракеты экипажем, повышение её точности и эффективности в составе вооружения вертолёта Ми-28НМ.
Важное направление повышения эффективности ракеты — это её применение в комплексе с информационной поддержкой от беспилотного разведчика и автоматизированного командного пункта, созданного АО «НЦВ Миль и Камов» в инициативном порядке. Комплексное использование ракеты совместно с источниками информации о противнике и условиях боевых действий в заданном районе позволит экипажу решать вопросы оптимизации характеристик полёта в районе боевого применения в реальном времени, а именно — выбирать курс, скорость, высоту полёта вертолёта и эшелон пуска ракеты в автоматизированном режиме.
На вертолёте Ми-28НМ прошла модернизацию 30-миллиметровая пушка. На базовом вертолёте Ми-28Н управление системой приводов подвижной пушечной установки аналоговое. Пилоты отмечали запаздывание реакции на воздействие экипажа, когда первые снаряды очереди идут в цель, остальные из-за запаздывания отработки приводов идут с рассеиванием, что негативно влияет на точность боевого применения пушки. На Ми-28НМ были проведены работы по снижению массогабаритных характеристик подвижной пушечной установки, управление приводами выполнено цифровым. В результате работа стрелково-пушечного вооружения на Ми-28НМ стало более надёжным.
Базовый вертолёт Ми-28Н и модернизированный Ми-28НМ выполняют все известные сегодня фигуры высшего пилотажа для вертолётов — это различные петли, бочки, воронки, боевые развороты, виражи, горки. Различие заключается в боевом применении данных фигур на разных вертолётах, а появление эффективного управляемого оружия «воздух — воздух» в составе Ми-28НМ сделало актуальным применение такой фигуры высшего пилотажа, как воронка на хвост. Её суть заключается в снижении скорости полёта вертолёта почти до 0 км/ч — в данном положении машина сливается с земной поверхностью и становится не видна для радаров истребителей противника. Затем экипаж занимает удобную позицию и производит пуск ракет «воздух — воздух» по воздушным целям. Боевое применение этой фигуры на базовом Ми-28Н было невозможно из-за отсутствия соответствующих средств поражения.
Для собственной защиты Ми-28НМ оснащается лазерной станцией подавления, разработанной холдингом КРЭТ. Её работа заключается в создании фантомных целей для ракет противника, наводящихся на вертолёт с помощью лазера.
Одним из перспективных направлений повышения эффективности боевого применения современных и перспективных боевых вертолётов является совершенствование информационного обеспечения экипажа за счёт поступления актуальной информации о противнике и условиях боевых действий от БЛА.
Техническим заданием на ОКР по созданию боевого вертолёта Ми-28НМ предусмотрена организация автоматизированного взаимодействия с БЛА средней дальности типа «Корсар» и «Форпост-Р» как через автоматизированный командный пункт армейской авиации, так и напрямую между вертолётом и беспилотником, для чего в состав связного и телекоммуникационного оборудования Ми-28НМ включена широкополосная аппаратура сопряжения
Аналогичная аппаратура устанавливается в состав БЛА, при этом взаимодействующий беспилотник может нести различные полезные нагрузки, например разведывательное оборудование, комплекс ретрансляции, ударные средства. Автоматизированное взаимодействие между Ми-28НМ и БЛА позволит эффективно решать различные боевые задачи, в том числе:
- вести мониторинг заданного района, не входя в зону эффективного противодействия системы ПВО противника;
- обеспечивать высокоточное целеуказание и проводить контроль боевого применения лёгких многоцелевых управляемых ракет нового поколения в реальном времени;
- обеспечивать ретрансляцию телефонных и телекодовых сообщений между взаимодействующими вертолётами, самолётами, авиационными комплексами и наземными пунктами управления в заданном районе ведения боевых действий.
Другим направлением взаимодействия между Ми-28НМ и БЛА является включение в состав комплекса авиационного вооружения вертолёта беспилотников-камикадзе. Суть применения данных дронов предполагает выход в заданный район и пуск одного или нескольких БЛА, управляемых с борта вертолёта. При обнаружении объектов противника экипаж вертолёта выдаёт данные целеуказания и осуществляет контроль поражения объектов.
При проведении сравнительной оценки боевой эффективности вертолётов, выпускаемых различными странами, можно сделать вывод, что основные тенденции развития боевого вертолётостроения практически во всех развитых странах одинаковы. Основным отличием вертолёта Ми-28НМ от таких боевых зарубежных машин как АН-64Е, ЕС665 и Z-10/Z-10K, является его многофункциональность и большой состав применяемого бортового вооружения. Ми-28НМ в отличие от западных и восточных конкурентов способен в любую погоду эффективно вести боевые действия и применять управляемое и неуправляемое вооружение по широкой номенклатуре целей, начиная от общепринятых для вертолётов целей — танков, бронетехники и подразделений пехоты противника — и заканчивая объектами поражения типа ДОТ, командный пункт, узел связи, средство управления или огневое средство из состава системы ПВО, склады вооружения. Такая многофункциональность российского ударного вертолёта не уступает той, что имеют самолёты-штурмовики — ни один из зарубежных вертолётов не может сравниться с Ми-28НМ по объёму решаемых задач и номенклатуре поражаемых объектов.
Подготовлено по материалам