Стюардесса — лицо авиакомпании, она встречает пассажиров при посадке в самолёт, обеспечивает комфорт в полёте и провожает путешественников в пункте прибытия. Униформа стюардессы продумана до мелочей — платок, пуговицы, расцветка и качество ткани, обувь, головной убор, дополнительные детали туалета: перчатки, платок или бант на шее — всё составляет единый стильный ансамбль.
Внешность всегда играла не последнюю роль при отборе девушек на работу бортпроводницей, даже в сложной ситуации она должна оставаться привлекательной, вежливой, позитивной, опрятной, при этом работа стюардессы — не из лёгких, в первую очередь — это обслуживание и обеспечение безопасности пассажиров в салоне лайнера. Всегда подтянутый силуэт, облегающий костюм преимущественно с юбкой, аккуратный вид и яркие детали создают образ-сочетание профессионализма и женской привлекательности.
Первой стюардессой считается медсестра из Сан-Франциско Элен Чёрч. В конце 20-х годов прошлого века руководство компании Boeing Air Transit (в последующем — United Airlines) посчитало, что навыки медсестры могут пригодиться в полёте, потому что в то время самолёты летали на небольшой высоте, их сильно трясло и качало, и многим пассажирам в таких условиях могла потребоваться помощь медицинского характера. 15 мая 1930 года на рейсе Окленд/Сан-Франциско - Чикаго с 13 остановками и 14 пассажирами на самолёте Boeing 80A Элен Чёрч совершила первый полёт в качестве стюардессы. Её униформа повторяла рабочее платье медсестры.
С развитием гражданской авиации, увеличением вместимости воздушных судов, появлением реактивной авиации к созданию униформы для стюардесс стали привлекать известных модельеров и кутюрье. Здесь первенство история моды отдаёт Олегу Кассини — американскому дизайнеру одежды русского происхождения, который одевал Жаклин Кеннеди, Мэрилин Монро, Одри Хёпберн, Натали Вуд, Риту Хейворт и других звёзд Голивуда и американской богемы. Спустя всего 20 лет с момента появления профессии, в 1950 году он создаёт фирменный костюм для стюардесс американской авиакомпании TWA Airlines.
Первой стюардессой в Советском Союзе стала 20-летняя москвичка Эльза Городецкая. 5 мая 1939 года она отправилась в полёт по маршруту Москва-Ашхабад. Тогда по этому направлению начали летать новые 21-местные самолёты ПС-84 (впоследствии получил обозначение Ли-2). Как пишет
Каких-либо жёстких требований к униформе стюардесс тогда не было, но для всех обязательным был белый верх, тёмный низ. Блузки могли быть самые разные, но обязательно строгого пошива. При приёме на работу также, как и в США, преимущество отдавалось девушкам, имеющим медицинское образование.
В 1946 году, после завершения Великой Отечественной войны и возобновления пассажирских перевозок, начальник ГУ ГВФ выпустил приказ «О нормах спец. обмундирования для стюардесс», в котором были определены обязательные предметы одежды девушек, обслуживающих пассажиров на самолётах гражданского воздушного флота. Им полагались:
- костюм шерстяной (юбка и жакет) на 2 года;
- шёлковые кофточки (две на два года);
- чулки (две пары на год);
- туфли модельные (одни на год);
- берет (один на два года);
- халат (два на два года);
- куртка меховая (одна на пять лет);
- шапка-ушанка (одна на четыре года),
- валенки (одни на три года);
- галоши (одни на два года);
- перчатки шерстяные (одни на два года).
Необычно? Но надо помнить, что это — первый послевоенный год, когда страна ещё не отошла от войны и только-только начала залечивать нанесённые ей раны, и модельные туфли для работы девушка, претендующая на должность стюардессы, в то время вряд ли могла купить. Кроме того, условия работы бортпроводниц были намного сложнее сегодняшних, просто даже потому, что самолёты Ли-2 не обладали тем уровнем комфорта, который появился позже. Работать приходилось и в болтанку, и на холоде, и в дождь, и в снег, при этом большинство аэродромов не имели искусственного покрытия, а в обязанности входило и уборка в салоне для приёма пассажиров, и приготовление закусок, и помощь экипажу в заправке самолёта топливом.
Первая единая униформа у стюардесс «Аэрофлота» появилась в 1954 году, она предназначалась для девушек, летавших на международных рейсах. Строгие тёмно-синие английские костюмы хорошо сидели и подчеркивали фигуру, шили их из высококачественной шерсти. В комплект входили блузка, юбка, приталенный пиджак на одной пуговице, плащ, пальто с подкладкой (в тёплое время года её можно было отстегнуть), фетровая шапочка, закрытые туфли, перчатки и пилотка.
В 1966 году «Аэрофлот» ввёл для девушек костюмы из натуральных тканей, которые не мялись и отлично стирались: синий костюм, белые блузки и супермодный по тем временам аксессуар – круглая шляпка-таблетка, которая особенно нравилась бортпроводницам. В такой униформе стюардессы в 60-х годах работали на рейсах в Северную Америку.
Униформа стюардесс "Аэрофлота" с 1960-х до 2020-х годов
В постсоветский период из некогда единой авиакомпании выделились региональные и появились частные перевозчики. Но стремление одеть девушек стильно и красиво никуда не делось, тем более теперь стало возможным перещеголять бортпроводниц других компаний.
Раскрашенные традиционными узорами под хохлому, самолёты CRJ100/200 авиакомпании «Руслайн» всегда выделяются на фоне других лайнеров в российских аэропортах. Авиакомпания связывает Москву с центрами Поволжья, Урала и Сибири. Её стюардессы носят элегантные бежевые костюмы с фирменной красной линией, такого же цвета шейным платком и широким ремнём. Комплект дополняют бежевые шляпки, белые перчатки и классические чёрные туфли на каблуке.
У российской бюджетной авиакомпании «Победа» элегантная форма в цветах фирменного стиля. Девушки носят нежно-голубые блузки и юбки с более светлой окантовкой по низу, плюс к этому – тёмно-синие пиджаки и шелковые шарфы в горошек. Есть вариант с тёмно-синим брючным костюмом. |
У авиакомпании «Сибирь», которая работает под брендом S7 Airlines, два комплекта униформы: нежно-бирюзового цвета для летнего периода и ярко-малиновый — для зимы. Основной зелёный цвет бренда сохранился в мужских галстуках и лёгких женских воздушных бантах, максимально соответствующих летнему настроению. |
Комплект женской формы состоит из 14 предметов, что позволяет стюардессам S7, комбинируя детали, создать образ, наиболее подходящий типу фигуры и настроению — выбрать платье или комбинировать бирюзовую юбку и серые брюки с белой блузой и жакетом. Мужской комплект формы состоит из восьми предметов.
В 2009 году флагман российской гражданской авиации в очередной раз сменил имидж стюардесс. Униформа была представлена в двух вариантах: летнем (цвета «красный мандарин») и зимнем (традиционного тёмно-синего цвета). На рукаве вышита золотая эмблема «Аэрофлота» – знаменитая «птичка», серп и молот. Стоимость одного комплекта одежды, который состоит из 29 наименований, – чуть менее 1500 долларов. В комплект входят костюмы, плащи, блузки, платья с рукавами три четверти, палантины, пальто-пуховики, шейные платки. Поскольку девушки много времени проводят на ногах, туфли и сапоги для них шьют из высококачественной итальянской кожи.
А вот теперь несколько слов нужно сказать об обуви стюардесс.
В конце июля 2021 года
Когда руководству авиакомпании дизайнеры предложили смелое решение — сменить лодочки на кроссовки, команде SkyUp эта идея сразу понравилась, и была выбрана однотонная белая модель Air Max 720, которая на 75% выполнена из переработанных материалов и имеет высокую воздушную подушку по всей длине подошвы. Помимо жакета, брюк, платка и кроссовок, в набор для стюардесс компании войдёт бежевый плащ из экокожи и утеплённая брендированная подстёжка. В дальнейшем дизайнеры переработают и мужской костюмом — стюарды переобуются в кроссовки той же модели, но чёрного цвета.
В тоже время оказалось, что и многие пассажиры считают: стюардессам действительно в полёте лучше работать в менее консервативной униформе, но в свободной и удобной. Такой вывод делает сервис поездок и путешествий
Приверженцами более консервативных взглядов оказались почти 20% респондентов: они выступают за облегающий наряд и каблуки, сообщает Туту.ру. Ещё 17% опрошенных считают, что в одежде стюардесс главное — это опрятность и чистота, а 11% хотели бы видеть в самолёте девушек в яркой и заметной униформе. За скромную одежду нейтральных цветов выступает 9% респондентов. И столько же (9%) хотели бы видеть бортпроводниц в наряде с национальным колоритом.
В итоге результаты опроса «Какой, на ваш взгляд, должна быть форма у стюардесс?» получились следующими:
- 35% - лучше кроссовки и брюки, так безопаснее,
- 19% - облегающий наряд и каблуки,
- 17% - главное, чтобы опрятная,
- 11% - яркая, чтобы было заметно,
- 9% - скромная, нейтральных цветов,
- 9% - с национальным колоритом.
Всевозможные международные рейтинги, а также результаты голосования на поисковике Skyscanner показывают, что униформа бортпроводниц «Аэрофлота» – лучшая в Европе. А по мнению участников Петербургской недели моды и туристического поисковика Aviasales.ru - самая стильная в мире. С этим можно соглашаться, а можно привести в качестве эталона стиль одежды стюардесс авиакомпаний стран Персидского залива, здесь, как говорится, «на вкус и цвет...».
Но эффектные костюмы цвета «красный мандарин» обращают на себя внимание как простых пассажиров, так и знаменитостей. Британская поп-звезда Софи-Элис Бэкстор на одном из рейсов авиакомпании «Аэрофлот» на рейсе в Москву
«Я летела рейсом "Аэрофлота" и увидела эту потрясающую форму. Самые настоящие 60-е в красном и оранжевом исполнении с крупными белыми лацканами. Мне кажется, это очень-очень сильно. Я написала об этом в Твиттере, а в "Аэрофлоте" заметили это сообщение и предложили подарить мне комплект. Мы встретились в лобби гостиницы, в которой я остановилась. Они подарили мне не только платье, но и туфли на высоком каблуке, пилотку, перчатки и шарф! Теперь я могу использовать их в самых разных ситуациях. А в аэропорту в таком наряде я могла бы воспользоваться фаст-треком! Интересно, какие только вещи не приводят нас порой в восхищение…», – рассказывала британская певица в одном из интервью.
Информация подобрана из открытых источников, ссылки на которые указаны в статье.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»