Спустя 25 лет после падения коммунизма, авиационная промышленность России остаётся конкурентоспособной на рынке боевых самолётов и вертолётов. Но, несмотря на инвестиции и преданность делу, некогда могучая гражданская авиапромышленность глобальна, в лучшем случае, задним числом и занимает гораздо более низкое место после окончания холодной войны, нежели «выскочки» из Бразилии и Канады.
Долгожданный приход Sukhoi Superjet 100 в 2011 году не смог переломить эту динамику, несмотря на то, что самолёт технически эквивалентен конкурентам из Embraer и Bombardier. Разрушенная система производства не позволила «Гражданским самолётам Сухого» поставить заказчикам более 100 самолётов за пять лет с начала выпуска этих машин.
8 июня 2016 года корпорация «Иркут» презентовала лайнер МС-21-300 - новую надежду России на возрождение коммерческого успеха гражданской авиации. Технологически MC-21-300 выглядит во всех отношениях достойным конкурентом на мировом рынке пассажирских среднемагистральных самолётов. Самолёты MC-21-300 на 180 пассажиров или 150-местный MC-21-200 с лёгкими композитными крыльями, экономичными двигателями Pratt & Whitney, ЭДСУ с полной ответственностью (fly-by-wire ), более широкими пассажирскими салонами чем у Airbus А320, не имеют очевидных недостатков на мировом рынке.
Действительно, если Boeing продолжает поиски промежуточного 240-местного варианта, чтобы предложить его между B737 Max 9 и B787-8, то перспективный член семейства Иркут МС-21-400 будет отвечать всем требованиям и красиво закроет эту нишу. Это снижает оптимизм, если представить, что Иркут будет регулярно отнимать часть контрактов на узкофюзеляжные самолёты у персонала Джона Лихи в Тулузе или у команды Джона Вожика в Сиэтле.
Корпорация «Иркут», кажется, не питает иллюзий по завоеванию мирового рынка узкофюзеляжных самолётов. Известный, прежде всего, как производитель истребителей Су и учебно-тренировочных Як-130, авиазавод в Восточной Сибири в настоящее время располагает мощностями для сборки до 72 самолётов в год при максимальной загруженности, что только на 12 машин больше запланированного месячного выпуска для A320 и семейства B737.
Также, по всей видимости, российское правительство, которое является самым сильным сторонником проекта, не собирается ставить на дуополию Boeing-Airbus. Ни одного политического деятеля не появилось на аналогичных событиях-выкатках B737 Max и Embraer 190-E2 в начале этого года, в то время как в Иркутске «звездой шоу» был премьер Дмитрий Медведев.
MC-21 — это явный политический удар, но по стечению обстоятельств на бумаге (так в оригинале — прим. Авиация России) мировое сообщество должно обратить на него внимание. Возможно, МС-21 не сможет поколебать на мировом рынке гражданской авиации доминирующую дуополию Airbus и Boeing, но он может получить уважение, которого заслуживает.
Источник:
Фото: (с) Корпорация "Иркут"